N°208 15 ноября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Пересотворение Балет о балете в новых украшениях не нуждается
Когда Наталия Касаткина и Владимир Василев впервые сочиняли на музыку Андрея Петрова "Сотворение мира" (а было это в 1971 году в Мариинском -- тогда Кировском -- театре), претензии московского начальства были многочисленными и дикими. "Грим Создателя похож на Ленина!" (благородные седины, чуть кудряшек, ничего общего); "Адам и Ева не должны быть голыми" (вообще-то они были в трико). Спектакль все же выпустили (Адамом был Михаил Барышников), и с тех пор Касаткина и Василев воспроизвели его во множестве стран не один десяток раз. Играли и в своем театре "Классический балет". Теперь решили обновить, выпустив "арт-рок-версию".
Оказавшиеся на сцене электрогитары и ударные (вместо привычного оркестра в яме), воспроизводя не слишком удачную обработку Александра Лаврова (вместо остреньких акцентов колыхалось море агрессивной музыки; еще и мутная акустика Кремлевского дворца подсобила), дела все же не испортили, лишь подчеркнув то, что скрывалось под наслоениями лет. А был балет о балете. Странно, да? Казалось бы, рассказывается история, все как полагается: Бог, черт, люди, яблоко. А на деле речь о танцах -- и только о них. Тут вот что важно: во многих других искусствах "закрытие на себя", "закукливание сюжета" часто говорит о кризисе, о неблагополучии. Балет же чаще всего достигает вершин, когда отказывается от внешних сюжетов и говорит о себе -- и более ни о ком. Между тем бессюжетные балеты всегда были у советской власти на особом подозрении. И вот -- как выход -- "Сотворение мира". Сотворение мира оказывается сотворением танцовщика. Сначала мы видим Адама, стоящего на плечах, потом опирающегося на одну руку и одну ногу, наконец на двух ногах; потом он рассматривает свои стопы, вертит их руками, изучает возможности; потом прыжки, туры, большой пируэт. Черт искушает классического танцовщика возможностью походить на четвереньках. И конечно, источник всех неприятностей в карьере -- партнерша-балерина. По сути, "Сотворение мира" было балетным манифестом второй половины ХХ века -- того времени, когда в центре балета встал танцовщик. Этот манифест нам предложили перечитать, слегка его разукрасив. Поздние украшения оказались излишними. Он и так интересен. |
Экранизация романа Василия Аксенова не вызвала бурной реакции Показ 24-серийного телевизионного фильма «Московская сага» близится к концу. Начавшись 11 октября, сериал с тех пор уверенно лидировал в московских рейтингах, обгоняя на один-два процента «Сармата», «Слепого» и даже воскрешенных волей продюсеров «Оперов»... >>
Выставка Владимира Величковича в галерее М'АРС Если кто наберется мужества и решит все-таки посетить экспозицию «Сполохи и раны» Владимира Величковича в галерее М'АРС, рекомендую взять валидол -- не исключено, что понадобится. Два огромных этажа респектабельной галереи отданы искусству этого неизвестного в России художника. Первый удар зритель получает при входе. Выставлен огромный живописный полиптих с десятками голов. Все головы растерзаны, раскрошены, размолоты в кровавое месиво -- жертвы взрыва? бомбардировки? стихийных бедствий? Изувеченная, изничтоженная до невозможного кровавого фарша человеческая плоть становится главной темой «Сполохов и ран». Черные дыры, всполохи пожарищ, и на переднем плане -- опозоренное человеческое тело, не тело даже -- какая-то суггестия страдания. На многих картинах изображен Крест Голгофы: истекающий кровью Христос в иконографии средневекового экспрессионизма немецких и нидерландских мастеров: Грюневальда, Босха. Там, где нет страдающей плоти, -- бескрайние промозглые пустыни с вороньем и кровавыми зарницами на горизонте. Нет ни дня ни ночи. Безвременье. Тоска. Апокалипсис. >>
Фирма «Эксмо&Пелевин» выпустила еще одно изделие Для того чтобы досягнуть последней истины, героине-автору «Священной книги оборотня» потребовалось прожить несколько тысяч лет, а за последний период ее земного существования претерпеть некоторое количество довольно унылых приключений... >>
Балет о балете в новых украшениях не нуждается Когда Наталия Касаткина и Владимир Василев впервые сочиняли на музыку Андрея Петрова "Сотворение мира" (а было это в 1971 году в Мариинском -- тогда Кировском -- театре), претензии московского начальства были многочисленными и дикими... >>
Названы соискатели премий Европейской киноакадемии 11 декабря в Барселоне будут вручены премии Европейской киноакадемии за 2004 год. За месяц до церемонии академия объявила список номинантов... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|