N°208 15 ноября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Скучная скука Фирма «Эксмо&Пелевин» выпустила еще одно изделие
Для того чтобы досягнуть последней истины, героине-автору «Священной книги оборотня» (на обложке и в выходных данных товара, предлагаемого издательством «Эксмо», имеется магическое словосочетание «Виктор Пелевин») потребовалось прожить несколько тысяч лет, а за последний период ее земного существования претерпеть некоторое количество довольно унылых приключений. Стоило ли так трудиться? Лиса-оборотень, маскирующаяся под малолетнюю проститутку, живет в Москве и падка на продвинутое чтиво. Ознакомься она с любым сочинением Пелевина (всегда в продаже), отпала бы необходимость проникаться любовью к волку-оборотню (в погонах), вспоминать наставления, коими некогда одарил рыжую вертихвостку мудрый китайский монах, штудировать епископа Беркли, слушать лекции по оккультизму, летать на нефтеносный Север и охотиться на кур. Съела (в смысле прочла) -- и порядок. Вперед и выше.
Можно было даже без книг обойтись -- хватило бы любой рецензии. Все равно какой -- хоть из тех, что вызывают праведный гнев Пелевина (его предсказуемый образчик предъявлен в «Комментарии эксперта», предваряющем основной текст «Священной книги оборотня»), хоть из тех, где глубокая мудрость, духовная тонкость, филигранное мастерство и запредельное остроумие автора многих версий «Священной книги кого-нибудь» оценивается... Гм, как бы сказать-то? Конечно, совсем не адекватно (куда уж там!), но с подобающе почтительным стремлением хоть на микрон приблизиться к недосягаемой сермяжной правде. Она же Внутренняя Монголия. Она же Радужный поток, в который предназначено войти сверхоборотню. К счастью, мелкая окололитературная шпанка, из года в год тщетно пытающаяся поколебать грошовыми придирками заоблачное спокойствие благородного вестника высшей истины, попросту обречена беспрестанно транслировать несомую им (пребывающую в нем) радужно-сермяжно-внутренне-монгольскую весть. Разумеется, убого и пошло. Мечтая затемнить доверчивое сознание потенциальных сверхоборотней и замедлить их движение к тому, чего не выразить жалким человечьим лепетом. На каждом шагу (каждым словом) являя собственную косность и корыстную ангажированность (проще сказать -- проплаченность). Но какое нам дело до их, с позволения сказать, намерений? До шутовских гримас и судорог бессильной злобы? Свет, неотличимый от тьмы, остается собой (то есть ничем) и в веренице кривых зеркал, и в череде злобных поношений. Как гласит давняя не то даосская, не то суфийская мудрость: пусть клевещут. Чем больше обманчивых слов, тем звучнее истинная весть. Не все ли равно, в каком злокачественном обрамлении она придет к тем, кто ее жаждет. Лисам-притворщицам приходится постоянно повторять несусветные человеческие глупости, но в их устах они зачастую становятся намеками на высшую мудрость. Что-то подобное творится и с так называемыми литературными обозревателями, только они, в отличие от лис, и задним числом не в силах постигнуть, что же было ими изречено и чему они послужили. Для приближения к Радужному потоку «отрицательная» рецензия ничуть не хуже, чем «положительная». (Право, какие чудовищно нелепые эпитеты в ходу у бесхвостых обезьян?) Даже лучше -- ибо возвещает не токмо о сокровенной правде, но и о лжи иллюзорного мира, который просветленный сверхоборотень покидает с добрым раскатистым смехом. Некоторые бесхвостые обезьяны такой смех называют божественным. Что само по себе смешно. Как смешна вся та суета, которую беспрестанно лгущие друг другу и самим себе любители слов (слова для того и придуманы, чтобы мешать уму глядеть в самого себя и приближаться к Радужному потоку) смеют называть жизнью. Это -- жизнь? Ну-ну... Но я отвлекся, то есть уподобился автору-героине «Священной книге оборотня», которая, как и все прочие двойники Пелевина, тратит кучу времени, сил и слов, дабы досягнуть заведомо очевидного результата. Ей (ему, им -- разделять «героиню», «автора» и «аудиторию» могут только самые несмышленые либо пакостливые бесхвостые обезьяны) потребен Радужный поток. С самого начала. Приключения лисички-сестрички, философские навороты, политологические этюды, развеселые слоганы, как бы сексуальные сцены, верстовые цитаты, бородатые анекдоты и литературоведческие экскурсы, которыми заполнены двадцать условно-печатных (они же -- пятнадцать учетно-издательских) листов, суть завлекаловка (бренд завлекателен по определению, и вольтерьянцы зря против этого говорят), при помощи которой решаются две насущные задачи: а) очередное оповещение о том, что сверхоборотень войдет в Радужный поток; б) очередное извлечение изрядного количества денежных знаков из карманов вновь осчастливленных буратин, некоторая часть которых (знаков, а не буратин) позволит сочинителю расслабляться у компьютера, восходить на Эверест, летать в космос, спускаться на дно морское, рисовать иероглифы, смеяться над политтехнологами, разглядывать каталоги автомобилей и альбомы холодного оружия, перечитывать любимые книги, оказывать вспомоществование ближним и принимать посильное участие в разработке, производстве и сбыте очередных продуктов концерна «Эксмо&Пелевин». Или, если угодно, готовить потенциальных сверхоборотней к неизбежному счастливому вхождению в Радужный поток. Так было -- так будет. И знает об этом Пелевин (удержусь от "остроумных" гипотез о клонировании, компьютерном синтезе или наемных авторах) не хуже, чем я. Потому и бравирует цинизмом, который доброжелатели непременно назовут напускным: на то и расчет. Есть тут, впрочем, нюанс. Вообще-то Пелевину очень хочется убедить (себя в первую очередь, а заодно и читателей) в том, что у поставленных на ковейер "священных книг" кроме "учительного" и "товарного" измерений есть и "художественное" измерение, что вообще-то он не "ремесленник" и не "гуру", а счастливый художник, весело и свободно творящий свой мир, элегантно использующий природную тупость как тех, что делают башли (в частности, на пелевинских букворядах), так и тех, что верят в какую-то высшую мудрость (извлекаемую из того же источника). Отсюда апология артистизма лис-оборотней. Отсюда же необходимость "проговорок" (как бы бессознательных, на что есть специальные указания), вроде рассуждения о творце "Лолиты". «Писателю мечталось, конечно, не о зеленой американской школьнице, а о скромном достатке, который позволил бы спокойно ловить бабочек где-нибудь в Швейцарии. В такой мечте я не вижу ничего зазорного для русского дворянина, понявшего всю тщету жизненного подвига. А выбор темы для книги, призванной обеспечить этот достаток, дает представление не столько о тайных устремлениях его сердца (это «не столько» дорогого стоит. -- А. Н.), сколько о мыслях насчет новых соотечественников и еще -- о степени равнодушия к их мнению о себе. То, что книга получилась шедевром, тоже несложно объяснить -- таланту себя не спрятать...» Бездарности -- тоже. Сколько бы защитных оговорок-"проговорок" наш Неуловимый Джо вокруг своего эрзаца ни нагородил. Он знает, что я знаю, что он знает... Подлинное название «Священной книги оборотня», к которой ее содержание и сводится (оно же -- имя автора-героини) -- матерное речение. Готов принять его как ответ на заголовок моего опуса, тоже вполне заменяющий его «содержание». Только не спрашивайте, бывает ли скука веселой. Ведь отвечу. А о том, что лучше бы на "..." не откликаться вовсе, и сам знаю. |
Экранизация романа Василия Аксенова не вызвала бурной реакции Показ 24-серийного телевизионного фильма «Московская сага» близится к концу. Начавшись 11 октября, сериал с тех пор уверенно лидировал в московских рейтингах, обгоняя на один-два процента «Сармата», «Слепого» и даже воскрешенных волей продюсеров «Оперов»... >>
Выставка Владимира Величковича в галерее М'АРС Если кто наберется мужества и решит все-таки посетить экспозицию «Сполохи и раны» Владимира Величковича в галерее М'АРС, рекомендую взять валидол -- не исключено, что понадобится. Два огромных этажа респектабельной галереи отданы искусству этого неизвестного в России художника. Первый удар зритель получает при входе. Выставлен огромный живописный полиптих с десятками голов. Все головы растерзаны, раскрошены, размолоты в кровавое месиво -- жертвы взрыва? бомбардировки? стихийных бедствий? Изувеченная, изничтоженная до невозможного кровавого фарша человеческая плоть становится главной темой «Сполохов и ран». Черные дыры, всполохи пожарищ, и на переднем плане -- опозоренное человеческое тело, не тело даже -- какая-то суггестия страдания. На многих картинах изображен Крест Голгофы: истекающий кровью Христос в иконографии средневекового экспрессионизма немецких и нидерландских мастеров: Грюневальда, Босха. Там, где нет страдающей плоти, -- бескрайние промозглые пустыни с вороньем и кровавыми зарницами на горизонте. Нет ни дня ни ночи. Безвременье. Тоска. Апокалипсис. >>
Фирма «Эксмо&Пелевин» выпустила еще одно изделие Для того чтобы досягнуть последней истины, героине-автору «Священной книги оборотня» потребовалось прожить несколько тысяч лет, а за последний период ее земного существования претерпеть некоторое количество довольно унылых приключений... >>
Балет о балете в новых украшениях не нуждается Когда Наталия Касаткина и Владимир Василев впервые сочиняли на музыку Андрея Петрова "Сотворение мира" (а было это в 1971 году в Мариинском -- тогда Кировском -- театре), претензии московского начальства были многочисленными и дикими... >>
Названы соискатели премий Европейской киноакадемии 11 декабря в Барселоне будут вручены премии Европейской киноакадемии за 2004 год. За месяц до церемонии академия объявила список номинантов... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|