N°68
16 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  16.04.2003
Черномор как нефизическое тело
Опера «Руслан и Людмила» в Большом театре обещает много неожиданностей

версия для печати
Оперная премьера, которой в Большом театре придают значение «как никакой другой», состоится совсем скоро -- 23, 25 и 27 апреля. По этому случаю и была созвана новая пресс-конференция -- на этот раз без Анатолия Иксанова. Если на первой презентации проекта речь в основном шла об инициированной театром исследовательской работе Евгения Левашева и его группы, о намерении театра приблизиться к авторскому тексту, о нотных находках и о веяниях аутентизма, то теперь заговорили о сценической концепции. Александр Ведерников, чье профессиональное любопытство, а также страсть к старинным инструментам и стали поводом для этой источниковедческой премьеры, представил постановочную команду следующим образом: «Мне приятно сообщить, что удовольствие работать с режиссером Виктором Крамером, художником Александром Орловым и художником по свету Глебом Фильштинским проистекает из нашего полностью единого взгляда на постановку». Режиссер в свою очередь сразу охарактеризовал этот взгляд как «современный, сегодняшний».

Из лаконичных объяснений стало ясно, что в атмосфере понимания и гармонии готовится представление, формат которого обещает быть неожиданным не только для Большого театра, но и для многих других сцен. Теперь его уже не называют «полуконцертным» или «концертно-сценическим». А просто говорят: «Приходите -- увидите». По словам Виктора Крамера, снова перечитав пушкинскую сказку через 25 лет, он изумился ее неэпичности, а также тому, как остро вопрос об аутентичности стоит не только в музыке, но и вообще всюду. Сказка Пушкина -- это «интеллектуальная, тонкая и изысканная игра, основанная на любви и волшебстве». В свою очередь музыка Глинки -- тоже не эпическая драма, но сущая рафинированность, «построенная по законам картинок без бытовой мотивации». «По форме это практически концерт, так что попытки играть эту оперу как драму, как «Тоску» обречены на неуспех», -- считает Крамер. Режиссер пообещал, что драмы не будет, даже не будет «Черномора как физического тела», эффект появления Головы создадут при помощи хитрого (не электронного) изменения хорового тембра, а главное -- зрителям будет видна механика театра, механика сказки, музыканты и инструменты.

Один из таких редких инструментов, забытое звучание которых в глинкинской партитуре возвращает Ведерников, -- стеклянную гармонику, сделанную из бокалов и трубок -- на пресс-конференции продемонстрировали в работе. Публика осталась крайне довольна.

Кроме гармоники приятным сюрпризом стало участие в подготовке спектакля вокального консультанта Франко Пальяцци, чьему усердию и мастерству во многом обязаны успехом последние работы Большого на итальянском языке. Теперь Ведерников привлек Пальяцци к «русской» работе и подробно объяснил это: кроме «гносеологических корней» музыки Глинки, которые в ее вокальной части ближе всего к итальянской школе, оказалось важным, что Пальяцци как никто умеет выстраивать вокальный ансамбль, выравнивать звучание голосов и придавать всему единый исполнительский стиль. Что и вправду принципиально в ситуации, когда основной идеей нового спектакля объявляется акцент на примат музыкального развития над драматическим: «Мы хотим донести до публики в первую очередь музыку -- исправленную и дополненную, с ее духом, стилем и острой современностью».
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.04.2003
Санкт-Петербургский фестиваль и конкурс «Золотая маска» завершен. Награды розданы. Обиженные и торжествующие разъехались по домам. О главных итогах фестиваля наша газета уже сообщила во вчерашнем номере, а сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ о торжественной церемонии награждения, впервые прошедшей в Мариинском театре. Из Санкт-Петербурга -- наш корреспондент Дина ГОДЕР... >>
  • //  16.04.2003
В российский прокат выходит «Лиля навсегда»
Один из самых многообещающих европейских режиссеров, создатель «Покажи мне любовь» и «Вместе», швед Лукас Мудиссон снял «русское» кино. Налицо: русские актеры, среди которых -- темноглазая Оксана Акиньшина, уже знакомая нам по «Сестрам» и «В движении»; русская атмосфера -- хотя съемки проводились в Эстонии, но говорят все по-русски, и живописная фактура тамошней пятиэтажки, как выяснилось, нисколько не отличается от аналогичного здания в Мытищах или Екатеринбурге; и наконец -- все мыслимые штампы постсоветского кино. Здесь вам, пожалуйста, и история малолетней проститутки поневоле, которая уезжает в Швецию за любимым, а оказывается беззащитной жертвой бочкообразных шведских педофилов. И несбывшиеся мечты о светлой жизни, где Лиля танцует на крыше дома с ангелом-хранителем, в которого превращается после смерти ее единственный друг Володя (Артем Богучарский). И водка, и клей «Момент» из целлофанового пакета, и два самоубийства... >>
  • //  16.04.2003
Опера «Руслан и Людмила» в Большом театре обещает много неожиданностей
Оперная премьера, которой в Большом театре придают значение «как никакой другой», состоится совсем скоро -- 23, 25 и 27 апреля. По этому случаю и была созвана новая пресс-конференция -- на этот раз без Анатолия Иксанова. Если на первой презентации проекта речь в основном шла об инициированной театром исследовательской работе Евгения Левашева и его группы, о намерении театра приблизиться к авторскому тексту, о нотных находках и о веяниях аутентизма, то теперь заговорили о сценической концепции. Александр Ведерников, чье профессиональное любопытство, а также страсть к старинным инструментам и стали поводом для этой источниковедческой премьеры, представил постановочную команду следующим образом: «Мне приятно сообщить, что удовольствие работать с режиссером Виктором Крамером, художником Александром Орловым и художником по свету Глебом Фильштинским проистекает из нашего полностью единого взгляда на постановку». Режиссер в свою очередь сразу охарактеризовал этот взгляд как «современный, сегодняшний»... >>
  • //  16.04.2003
Председатель музыкального жюри -- Никита Долгушин, в прошлом потрясающий танцовщик, в настоящем унылый балетмейстер, сочиняющий спектакли постные и «эстетские» одновременно. Мечтает возглавить балет Мариинки. Звезда музыкального жюри -- Владимир Васильев, в прошлом отличный танцовщик, ныне тоскливый балетмейстер, не так давно выпровоженный из Большого, с трудом стряхнувшего с себя коньков-горбунков и лебедей в кокошниках. На десерт -- Геннадий Абрамов, супертанцовщиком никогда не бывший, прославившийся как первоклассный педагог, но как-то плавно перешедший из категории доброжелательных учителей в разряд унылых менторов, считающих, что молодежь надо мариновать лет десять и бить по рукам, если много себе позволяют. Остальные люди в жюри -- музыкальные, оперные, декоративные. Вот и получили мы следующий список лауреатов в балетных номинациях... >>
  • //  16.04.2003
Непривычно строго и лаконично выглядит на этот раз список награжденных «Золотыми масками» в оперном разряде. Практически все премии достались одному спектаклю -- «Мадам Баттерфляй» Пуччини театра Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме спектакля как такового премированы ученица Александра Тителя режиссер Людмила Налетова, художник Елена Степанова и сопрано Ольга Гурякова, чье триумфальное возвращение к московским поклонникам год назад ознаменовалось изысканно-лирическим исполнением партии Чио-Чио-сан. Единственный «чужак» в этой компании -- дирижер Владимир Понькин, премированный, думается, за героизм в освоении эквилибристкой партитуры авангардиста Альбана Берга «Лулу» (это вторая «Маска» Понькина за работу в «Геликон-опере»)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика