N°33
25 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  25.02.2003
«Похождения» Стравинского в Большом
Дмитрий Черняков поставил в Большом театре английскую оперу Стравинского

версия для печати
Не отличаясь принципиальностью в художественной политике, последние два года Большой театр выдает продукцию самого разного качества. По инерции сбиваясь на протоптанный путь «большого стиля» («Хованщина», «Снегурочка»), труппа однажды преодолела славное прошлое, показав по-европейски роскошную «Турандот». От Дмитрия Чернякова, лауреата прошлогодней «Золотой маски», два месяца готовившего на новой сцене «Похождения повесы», ожидали профессионального спектакля. Говорить о большем побаивались. Больно сложным казался опус Стравинского, над которым ломали голову самые изощренные мастера режиссерского театра. Ломали -- и были вынуждены, признав интеллектуальное превосходство композитора, добротно «иллюстрировать» нотный текст.

В «Похождениях» Стравинский жонглирует приемами, почерпнутыми из многовековой истории оперы, облекая свой опус в одеяния моцартовской «веселой драмы», но искусно вплетая в неоклассический сюжет барочные и романтические мотивы (от Монтеверди до Чайковского). Неожиданные стилистические аллюзии абсолютно умышленны -- Стравинский возводит театральную условность в абсолют, сочиняя как бы серьезную оперу и в то же время играя с ее канонами. Условен сюжет, вдохновленный серией гравюр Уильяма Хогарта и мастерски реализованный в либретто Уильяма Одена. В истории о молодом провинциале, приехавшем в Лондон за красивой жизнью, взявшем в слуги дьявола и окончившем дни в доме умалишенных, мерещатся образы средневекового моралите и фаустовские мотивы. Распутать клубок сюжетных нитей Одена, суметь прочитать все подтексты и уловить все намеки Стравинского, при этом успев сказать что-то свое -- вещь почти невозможная. Тем более у нас, где «Похождения повесы» не имеют сценической традиции.

Дмитрий Черняков, впрочем, не стал бы опираться на традицию, даже если бы она исчислялась десятками постановок, -- исторический контекст его интересует в меньшей степени, чем сюжет, который, пожалуй, никто еще не воспринимал серьезно, без скидок на богатую генеалогию и постмодернистские игры. Сцена за сценой Червяков увлеченно рассказывает абсолютно серьезную историю, где повеса, поддающийся всем соблазнам мира, выступает скорее не главным, а второстепенным героем. Героиней предстает брошенная им возлюбленная Энн, символ бескорыстия и жертвенности. Вспоминая предыдущую постановку Чернякова «Сказание о невидимом граде Китеже», мгновенно опознаешь в Энн образ другой бескорыстной страдалицы -- девы Февронии. Тема, столь близкая режиссеру, ныне обретает более реалистичный оттенок, чуждый символике Римского-Корсакова. Зримо и незримо Энн следует за повесой Томом по лондонской «ярмарке тщеславия» (Лондон как раз условен -- это «мегаполис вообще» с неоновыми вывесками и борделями), оставаясь его ангелом-хранителем, а в критический момент спасая возлюбленного от слуги-дьявола, готового завладеть его душой. Впрочем, душу эту она спасти уже не в силах -- душевную пустоту заполняет не воскресшая любовь, а безумие. Грустный финал в сумасшедшем доме, реминисценция первой идиллической любовной сцены на натуре -- не строгое нравоучение, как у Хогарта, и даже не иронично-грустная пасторальная иллюзия, как у Стравинского. Это лишь последние такты пусто прожитой человеческой жизни, которые не просветляет ни дуэт Энн и Тома (воображающего себя Адонисом, а свою возлюбленную -- Венерой), ни сам факт существования немеркнущей любви. Поэтому столь условен и необязателен эпилог Стравинского, в котором все герои, без париков и костюмов, доносят до зрителя заключительную мораль о вреде распутства. В реальности, к сожалению, никакой морали вывести нельзя. Вероятно, поэтому «осерьезненный» сюжет «Похождений повесы» впервые оказался интереснее, чем его историческая рамка и пышный театральный антураж.

Выступив режиссером и сценографом, Черняков не смог полностью проконтролировать музыкальную составляющую спектакля. Выстроенной режиссерской концепции дирижер Александр Титов противопоставил только добротное освоение музыкального текста: аккуратное соответствие оркестра и певцов трудно назвать достижением. Вокалисты, воющие с английским языком, на котором петь оказалось безумно неудобно, пока не радуют музыкальными откровениями. Исключение -- Елена Вознесенская, что со сложной ролью Энн справляется почти безупречно, тем самым воплощая режиссерскую концепцию. А Виталию Панфилову (Том), Сергею Москалькову (Ник Шэдоу) и другим певцам еще надо освоиться в непростой стилистике Стравинского. Тогда спектакль сможет претендовать на титул самой интересной московской оперной постановки последнего десятилетия.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.02.2003
Дмитрий Черняков поставил в Большом театре английскую оперу Стравинского
Не отличаясь принципиальностью в художественной политике, последние два года Большой театр выдает продукцию самого разного качества. От Дмитрия Чернякова, лауреата прошлогодней «Золотой маски», два месяца готовившего на новой сцене «Похождения повесы», ожидали профессионального спектакля. Говорить о большем побаивались. Больно сложным казался опус Стравинского, над которым ломали голову самые изощренные мастера режиссерского театра. Ломали - и были вынуждены, признав интеллектуальное превосходство композитора, добротно «иллюстрировать» нотный текст... >>
  • //  25.02.2003
Вручены «Сезары» и «Бафты»
В минувший уикенд Французская и Британская киноакадемии вручили свои награды. Победителем в обоих случаях стал «Пианист» Романа Полянского -- драма о музыканте-виртуозе еврейского происхождения, которому лишь чудом удается избежать гибели в нацистских лагерях (в одном из которых погибла мать режиссера). Французы назвали «Пианиста» лучшим фильмом года и наградили Полянского за режиссуру, а актера Эдриена Броуди -- за лучшую роль. Фильм также отмечен «Сезарами» за лучшую музыку, операторскую работу, звук и декорации. Последняя награда кажется особенно уместной, если вспомнить самый впечатляющий кадр фильма: умирающий от истощения герой бредет по грандиозным варшавским руинам, воссозданным на многокилометровом пространстве студии в Бабельсберге. Британцы же ограничились двумя наградами, но зато самыми важными: «Пианист» получил «Бафту» как лучший фильм, а Полянский был назван лучшим режиссером... >>
  • //  25.02.2003
Николай Цискаридзе на Мариинском фестивале
В двадцать четыре года, в декабре 1997-го, Николай Цискаридзе из категории талантливых молодых солистов перешел в ранг первого танцовщика страны. Среди балетных фанатов возникла партия «никоманов» и «никоманок», почитающих мальчика-совершенство. Произошло это после первого выступления в «Баядерке»: в версии Юрия Григоровича он вылетел на сцену не охотником с луком за плечом, но собственно стрелой. Тогда (и с тех пор пару раз в год на сцене Большого) весь спектакль загоняется в дикий ритм существования Цискаридзе на сцене; его Солор ни секунды не знает покоя. При первом свидании тащит возлюбленную за собой, а изменив, в сцене свадебного торжества не может усидеть рядом с царственной невестой, вскакивает, смотрит только на брошенную баядерку. Сцена «теней», сцена свидания с уже погибшей героиней, описывается только в терминах природных, метеорологических: смерчи воздушных вращений сменяются шквальными порывами пробегов, а смерть героя -- утихомиривание, засыпание измученного ветра... >>
  • //  25.02.2003
На 86-м году жизни скончалась Нина Александровна Дмитриева. Она была одной из самых ярких фигур в современном отечественном искусствознании. В течение более полувека ее работа воспринималась искусствоведческой и художественной общественностью как эталон честности, неподкупности, бескомпромиссности суждений, безупречного вкуса, остроты и красоты мысли, талантливости истолкования художественных явлений, как выражение неповторимого литературного дара. Диапазон ее научных интересов был чрезвычайно широк. Она занималась теоретическими проблемами -- вопросами соотношения изображения и слова, проблемой интерпретации произведений искусства. Многие работы Н.А. Дмитриевой посвящены истории русского искусства -- Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, Александру Иванову, Сурикову, Ге, Врубелю... >>
  • //  25.02.2003
Галерея «Дача» поздравила с Днем защитника Отечества
Накануне армейского праздника галерея «Старинный интерьер» устроила в самом респектабельном сельском клубе Подмосковья - галерее «Дача» на Рублевском шоссе - симпатичный день морячка: выставку картин, антикварных навигационных приборов и моделей судов под названием «Наше море»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ