N°33
25 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  25.02.2003
Солнечное совершенство
Николай Цискаридзе на Мариинском фестивале

версия для печати
В двадцать четыре года, в декабре 1997-го, Николай Цискаридзе из категории талантливых молодых солистов перешел в ранг первого танцовщика страны. Среди балетных фанатов возникла партия «никоманов» и «никоманок», почитающих мальчика-совершенство. Произошло это после первого выступления в «Баядерке»: в версии Юрия Григоровича он вылетел на сцену не охотником с луком за плечом, но собственно стрелой. Тогда (и с тех пор пару раз в год на сцене Большого) весь спектакль загоняется в дикий ритм существования Цискаридзе на сцене; его Солор ни секунды не знает покоя. При первом свидании тащит возлюбленную за собой, а изменив, в сцене свадебного торжества не может усидеть рядом с царственной невестой, вскакивает, смотрит только на брошенную баядерку. Сцена «теней», сцена свидания с уже погибшей героиней, описывается только в терминах природных, метеорологических: смерчи воздушных вращений сменяются шквальными порывами пробегов, а смерть героя -- утихомиривание, засыпание измученного ветра.

Все это, весь свой золотой багаж, Цискаридзе в Мариинку не взял.

Восстановленная Сергеем Вихаревым «Баядерка» существует в ином ритме. Ритме солнца, а не ветра, скажем так. Солнца полуденного, индийского. (Несмотря на чрезвычайную условность балетной Индии -- Петипа было начхать на достоверность: он знал, что у индийцев не было портрета как жанра, но портрет понадобился по сюжету, -- и был водружен на стену дворца раджи.). Это сияющий ритм большого балета позапрошлого века, разворачивающего шествия, выстраивающего фантастической красоты перспективные декорации и полагающего, что партия балерины в спектакле всегда главная. Достаточно сказать, что в первых двух актах герой не танцует вовсе. Собственно, и в двух последних его партия должна была быть беднее, но тут сработал компромисс, на который пошел постановщик еще в прошлом году: в реконструированном спектакле остались танцы, сочиненные для себя Вахтангом Чабукиани.

Тут надо отвлечься от Мариинского фестиваля -- он пройдет, а «Баядерка» останется.

В прошлом мае на спешной премьере спектакль производил странное впечатление. Кордебалет недоучил текст, часть костюмов была недоделана, храм в финале не хотел разрушаться, и, главное, более поздние вставки торчали в тексте металлическими спицами из живой плоти. Теперь что-то из вставок исчезло (как вариация Золотого божка), а что-то вдруг вросло и кажется вполне органичным. Спектакль задышал и заработал. И к театру теперь единственная претензия: а нельзя было сначала все довести до ума, а потом выпустить премьеру?

Но вернемся к «Баядерке» фестивальной.

Цискаридзе почувствовал солнечный ритм спектакля кожей -- или тем шестым чувством, что и создает настоящего артиста. Можно было ожидать, что столь летучий танцовщик первые два акта пробросит, как скучную повинность перед танцами, -- а вот нетушки. Масштаб жеста, ощущение абсолютной вписанности артиста в пространство -- ничего лишнего, ничего недостающего. Он был созвучен грандиозным декорациям, они предназначались для него. Он предъявлял радже дохлого тигра, упруго покачивающего лапами. Горделиво путешествовал на массивном слоне. И -- музыкальнейше чувствовал партнерш. (В роли баядерки -- Дарья Павленко, восходящая звезда Мариинки, за год заметно прибавившая в технике и в понимании роли, и еще более юное дарование -- Екатерина Осмолкина в роли дочери раджи.) Разумность поведения на сцене -- не сухая рациональность, но сдержанность, порожденная самоконтролем, -- вот что появилось у Цискаридзе. В сцене «Теней», где Солор кинулся по кругу, все будто забылось, и в азарте артист насажал технических ошибок. Но затем стало ясно, что это не более чем воспоминание о прошлом. В танцах последнего акта он был практически безупречен.

Мальчик-совершенство вырос и стал мудр. И, смиренно приняв правила чужой игры, сумел в этой игре победить.
Анна ГОРДЕЕВА, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.02.2003
Дмитрий Черняков поставил в Большом театре английскую оперу Стравинского
Не отличаясь принципиальностью в художественной политике, последние два года Большой театр выдает продукцию самого разного качества. От Дмитрия Чернякова, лауреата прошлогодней «Золотой маски», два месяца готовившего на новой сцене «Похождения повесы», ожидали профессионального спектакля. Говорить о большем побаивались. Больно сложным казался опус Стравинского, над которым ломали голову самые изощренные мастера режиссерского театра. Ломали - и были вынуждены, признав интеллектуальное превосходство композитора, добротно «иллюстрировать» нотный текст... >>
  • //  25.02.2003
Вручены «Сезары» и «Бафты»
В минувший уикенд Французская и Британская киноакадемии вручили свои награды. Победителем в обоих случаях стал «Пианист» Романа Полянского -- драма о музыканте-виртуозе еврейского происхождения, которому лишь чудом удается избежать гибели в нацистских лагерях (в одном из которых погибла мать режиссера). Французы назвали «Пианиста» лучшим фильмом года и наградили Полянского за режиссуру, а актера Эдриена Броуди -- за лучшую роль. Фильм также отмечен «Сезарами» за лучшую музыку, операторскую работу, звук и декорации. Последняя награда кажется особенно уместной, если вспомнить самый впечатляющий кадр фильма: умирающий от истощения герой бредет по грандиозным варшавским руинам, воссозданным на многокилометровом пространстве студии в Бабельсберге. Британцы же ограничились двумя наградами, но зато самыми важными: «Пианист» получил «Бафту» как лучший фильм, а Полянский был назван лучшим режиссером... >>
  • //  25.02.2003
Николай Цискаридзе на Мариинском фестивале
В двадцать четыре года, в декабре 1997-го, Николай Цискаридзе из категории талантливых молодых солистов перешел в ранг первого танцовщика страны. Среди балетных фанатов возникла партия «никоманов» и «никоманок», почитающих мальчика-совершенство. Произошло это после первого выступления в «Баядерке»: в версии Юрия Григоровича он вылетел на сцену не охотником с луком за плечом, но собственно стрелой. Тогда (и с тех пор пару раз в год на сцене Большого) весь спектакль загоняется в дикий ритм существования Цискаридзе на сцене; его Солор ни секунды не знает покоя. При первом свидании тащит возлюбленную за собой, а изменив, в сцене свадебного торжества не может усидеть рядом с царственной невестой, вскакивает, смотрит только на брошенную баядерку. Сцена «теней», сцена свидания с уже погибшей героиней, описывается только в терминах природных, метеорологических: смерчи воздушных вращений сменяются шквальными порывами пробегов, а смерть героя -- утихомиривание, засыпание измученного ветра... >>
  • //  25.02.2003
На 86-м году жизни скончалась Нина Александровна Дмитриева. Она была одной из самых ярких фигур в современном отечественном искусствознании. В течение более полувека ее работа воспринималась искусствоведческой и художественной общественностью как эталон честности, неподкупности, бескомпромиссности суждений, безупречного вкуса, остроты и красоты мысли, талантливости истолкования художественных явлений, как выражение неповторимого литературного дара. Диапазон ее научных интересов был чрезвычайно широк. Она занималась теоретическими проблемами -- вопросами соотношения изображения и слова, проблемой интерпретации произведений искусства. Многие работы Н.А. Дмитриевой посвящены истории русского искусства -- Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, Александру Иванову, Сурикову, Ге, Врубелю... >>
  • //  25.02.2003
Галерея «Дача» поздравила с Днем защитника Отечества
Накануне армейского праздника галерея «Старинный интерьер» устроила в самом респектабельном сельском клубе Подмосковья - галерее «Дача» на Рублевском шоссе - симпатичный день морячка: выставку картин, антикварных навигационных приборов и моделей судов под названием «Наше море»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика