N°234
16 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.12.2003
Моцарт, мама, улыбка, свет
Пианисты Плетнев и Любимов на открытии фестиваля «Моцартиана»

версия для печати
Название только что открывшегося фестиваля на афишах и программках пишется только иностранными буквами: Mozartiana. Выглядит кокетливо. В буклете приводится перечень синонимов, данный композитором Григорием Фридом: «М-О-Ц-А-Р-Т», «мама», «улыбка», «свет». Евгения Чигарева там же описывает Моцарта как здорового юмориста, «урфеномен», воплощение утопической реальности и утраченной цельности. Выглядит романтично и солидно.

В фойе перед концертами (в первый день их было два: один в роли предисловия, другой -- официального открытия) гуляют дамы и господа в костюмах моцартовской эпохи, играют коридорные музыканты в рюшах и париках. Последние не доросли до участия в фестивале, зато дают хлеб телевизионщикам и занимают публику, скучающую в очереди в буфет. Выглядит скромно и театрально.

От всего этого веет редким фестивальным демократизмом, удивительной ненапыщенностью, впрочем, и дурашливостью, и провинциальным театром веет тоже.

Все это не нужно было бы описывать, если бы не открытие, выглядевшее так высоколобо и так строго, как редко выглядят московские концертные программы. Понятно, что отсутствие в зале светских и официальных лиц само по себе не может являться комплиментом вечеру, но отсутствие кокетливой и броской светскости в репертуаре и трактовках -- точно может.

Речь идет прежде всего о вечернем выступлении Михаила Плетнева и музыкантов его оркестра, составивших вместе со своим художественным руководителем фортепианный квартет отменного качества.

Ему предшествовала полдничная программа от лидера московского аутентистского движения Алексея Любимова и его молодых партнеров. В программе «Музыка Моцарта на инструментах его эпохи», как часто бывает у «старинщиков», значились незаигранные раритеты, архивные изыскания, редкие детали, нетривиальные ракурсы и неожиданные подробности. Живостью ансамбля и изяществом тона запомнились Трио для клавира, кларнета и альта ми-бемоль-мажор, KV 498 (Алексей Любимов, Илья Гофман, Кирилл Рыбаков), и Трио для клавира, скрипки и виолончели си-бемоль-мажор, KV 502 (Алексей Любимов, Дмитрий Синьковский и Павел Сербин).

Но строгость, интеллектуализм и чувственность, выпестованный стиль плетневской программы переиграли выдумки коллег. Условный объективизм аутентистов отступил перед безусловным субъективизмом постромантической плетневской игры. В рамках своего сольного отделения Плетнев сыграл две сонаты: до-мажор, KV 330, и фа-мажор, KV 332. В своем обычном созерцательном духе он останавливал и снова запускал время, превращая его в железную геометрию построений и особенно пауз. В минорной тени медленных частей обнаруживал зыбь глубинной меланхолии, аллегро предлагал считать изящной красоты и виртуозности конструктором, финалы почти полностью отдавал на откуп точеному и игривому пианизму, незаметно надевая на него интеллектуальные кандалы.

Ансамбль Плетнева с музыкантами РНО (Алексей Бруни -- скрипка, Сергей Дубов -- альт, Александр Готгельф -- виолончель) оказался еще более перфекционистским выражением плетневской моцартовской концепции. Сольная созерцательность, транспонированная в квартетный стиль, стала нежным пением (медленная часть квартета соль-минор KV 478), трепетной игрой сдержанно драматичных кульминаций (аллегро ми-бемоль-мажорного квартета KV 493), строгой красотой финалов. Публике был представлен один из лучших ансамблей, игравших в Москве в последнее время. И если бы не плохо протоптанная тропа в Дом музыки, пока проигрывающий борьбу за просвещенную аудиторию, зал был бы не только совершенно загипнотизирован, но и абсолютно полон.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.12.2003
Виктор Баженов
«Семеро святых из деревни Брюхо» в Театре имени Станиславского
Уже второй московский театр в этом сезоне показывает спектакль нового художественного руководителя. В сентябре это были «Братья Карамазовы», поставленные Сергеем Арцибашевым (Театр им. Маяковского); теперь -- «Семеро святых из деревни Брюхо», поставленные Владимиром Мирзоевым (Театр им. Станиславского)... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  16.12.2003
Названы лучшие американские фильмы года
В минувшее воскресенье Американский институт кино (AFI) обнародовал список лучших американских фильмов, вышедших на экраны в 2003 году. Институт составляет этот список начиная с 2000 года, и целью его, по словам директора института Джина Пикера Фирстенберга, является «создание киноальманаха двадцать первого века, с помощью которого мы впоследствии сможем оглянуться назад и понять, какими достижениями обогатился современный киноязык»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.12.2003
Гиперион в греческой мифологии -- титан, сын Урана (неба) и Геи (земли), отец Селены (луны), Эос (зари) и Гелиоса (солнце), с которым «идущий наверху» отец иногда отождествляется. Тезкой древнего титана немецкий романтик Фридрих Гельдерлин сделал заглавного героя своего лирико-философского романа. Ясно, что такое имя -- светоносное, загадочное для профанов, тешащее знатоков игрой ассоциаций -- хорошо подходит небольшому рафинированному издательству. Такое издательство есть в Петербурге, и его работа заслуживает благодарного внимания... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  16.12.2003
Пианисты Плетнев и Любимов на открытии фестиваля «Моцартиана»
Название только что открывшегося фестиваля на афишах и программках пишется только иностранными буквами: Mozartiana. Выглядит кокетливо... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика