N°234 16 декабря 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Моцарт, мама, улыбка, свет Пианисты Плетнев и Любимов на открытии фестиваля «Моцартиана»
Название только что открывшегося фестиваля на афишах и программках пишется только иностранными буквами: Mozartiana. Выглядит кокетливо. В буклете приводится перечень синонимов, данный композитором Григорием Фридом: «М-О-Ц-А-Р-Т», «мама», «улыбка», «свет». Евгения Чигарева там же описывает Моцарта как здорового юмориста, «урфеномен», воплощение утопической реальности и утраченной цельности. Выглядит романтично и солидно.
В фойе перед концертами (в первый день их было два: один в роли предисловия, другой -- официального открытия) гуляют дамы и господа в костюмах моцартовской эпохи, играют коридорные музыканты в рюшах и париках. Последние не доросли до участия в фестивале, зато дают хлеб телевизионщикам и занимают публику, скучающую в очереди в буфет. Выглядит скромно и театрально. От всего этого веет редким фестивальным демократизмом, удивительной ненапыщенностью, впрочем, и дурашливостью, и провинциальным театром веет тоже. Все это не нужно было бы описывать, если бы не открытие, выглядевшее так высоколобо и так строго, как редко выглядят московские концертные программы. Понятно, что отсутствие в зале светских и официальных лиц само по себе не может являться комплиментом вечеру, но отсутствие кокетливой и броской светскости в репертуаре и трактовках -- точно может. Речь идет прежде всего о вечернем выступлении Михаила Плетнева и музыкантов его оркестра, составивших вместе со своим художественным руководителем фортепианный квартет отменного качества. Ему предшествовала полдничная программа от лидера московского аутентистского движения Алексея Любимова и его молодых партнеров. В программе «Музыка Моцарта на инструментах его эпохи», как часто бывает у «старинщиков», значились незаигранные раритеты, архивные изыскания, редкие детали, нетривиальные ракурсы и неожиданные подробности. Живостью ансамбля и изяществом тона запомнились Трио для клавира, кларнета и альта ми-бемоль-мажор, KV 498 (Алексей Любимов, Илья Гофман, Кирилл Рыбаков), и Трио для клавира, скрипки и виолончели си-бемоль-мажор, KV 502 (Алексей Любимов, Дмитрий Синьковский и Павел Сербин). Но строгость, интеллектуализм и чувственность, выпестованный стиль плетневской программы переиграли выдумки коллег. Условный объективизм аутентистов отступил перед безусловным субъективизмом постромантической плетневской игры. В рамках своего сольного отделения Плетнев сыграл две сонаты: до-мажор, KV 330, и фа-мажор, KV 332. В своем обычном созерцательном духе он останавливал и снова запускал время, превращая его в железную геометрию построений и особенно пауз. В минорной тени медленных частей обнаруживал зыбь глубинной меланхолии, аллегро предлагал считать изящной красоты и виртуозности конструктором, финалы почти полностью отдавал на откуп точеному и игривому пианизму, незаметно надевая на него интеллектуальные кандалы. Ансамбль Плетнева с музыкантами РНО (Алексей Бруни -- скрипка, Сергей Дубов -- альт, Александр Готгельф -- виолончель) оказался еще более перфекционистским выражением плетневской моцартовской концепции. Сольная созерцательность, транспонированная в квартетный стиль, стала нежным пением (медленная часть квартета соль-минор KV 478), трепетной игрой сдержанно драматичных кульминаций (аллегро ми-бемоль-мажорного квартета KV 493), строгой красотой финалов. Публике был представлен один из лучших ансамблей, игравших в Москве в последнее время. И если бы не плохо протоптанная тропа в Дом музыки, пока проигрывающий борьбу за просвещенную аудиторию, зал был бы не только совершенно загипнотизирован, но и абсолютно полон.
«Семеро святых из деревни Брюхо» в Театре имени Станиславского Уже второй московский театр в этом сезоне показывает спектакль нового художественного руководителя. В сентябре это были «Братья Карамазовы», поставленные Сергеем Арцибашевым (Театр им. Маяковского); теперь -- «Семеро святых из деревни Брюхо», поставленные Владимиром Мирзоевым (Театр им. Станиславского)... >>
Названы лучшие американские фильмы года В минувшее воскресенье Американский институт кино (AFI) обнародовал список лучших американских фильмов, вышедших на экраны в 2003 году. Институт составляет этот список начиная с 2000 года, и целью его, по словам директора института Джина Пикера Фирстенберга, является «создание киноальманаха двадцать первого века, с помощью которого мы впоследствии сможем оглянуться назад и понять, какими достижениями обогатился современный киноязык»... >>
Гиперион в греческой мифологии -- титан, сын Урана (неба) и Геи (земли), отец Селены (луны), Эос (зари) и Гелиоса (солнце), с которым «идущий наверху» отец иногда отождествляется. Тезкой древнего титана немецкий романтик Фридрих Гельдерлин сделал заглавного героя своего лирико-философского романа. Ясно, что такое имя -- светоносное, загадочное для профанов, тешащее знатоков игрой ассоциаций -- хорошо подходит небольшому рафинированному издательству. Такое издательство есть в Петербурге, и его работа заслуживает благодарного внимания... >>
Пианисты Плетнев и Любимов на открытии фестиваля «Моцартиана» Название только что открывшегося фестиваля на афишах и программках пишется только иностранными буквами: Mozartiana. Выглядит кокетливо... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|