N°227
04 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.12.2003
Исламские секты в ожидании Судного дня
версия для печати
Во второй половине прошлого, XX века, особенно в его последней четверти, стало очевидно, что внутри ислама как системы религиозных представлений, отношений и институтов происходят некие существенные изменения. Эти изменения выразились, пожалуй, в первую очередь в том, что в массовом порядке и практически во всех зонах распространения ислама стали возникать (и этот процесс пока бурно продолжается) исламские религиозно-политические организации и группировки, т.е. такие группировки, которые заявляли себя религиозными -- исламскими и действовали в сфере политики.

Эти группировки не могли не привлечь внимания научных и экспертных кругов во всем мире.

Но все-таки складывается впечатление, что в этих дискуссиях с употреблением упомянутых концептов в отношении ислама есть внутренний порок. Это -- метафоризация, или, выражаясь более развернуто, перенесение на ислам концептов, выработанных в иной (неисламской) культурной среде и предназначенных для концептуального освоения иной религии -- христианства.

В таком подходе проявляется неизжитый европоцентризм, который давал себя знать в разных формах в прошлом, XX веке, -- вспомним поиски «Возрождения» («Ренессанса») в восточных культурах, которыми надолго озаботились многие востоковеды, или знаменитую «пятичленку» и дискуссии о феодализме на Востоке и «азиатском способе производства» (чем не «корабль пустыни»?) и т.п.

Настало время сознательного обращения российского исламоведения к тому методу исследования, который я бы обозначил как нео-классицизм, под которым понимается преимущественно эмпирическое исследование конкретных группировок (течений, направлений, школ и т.п.), возникающих и существующих в исламе, как исламских, т.е. представляющих собой проявление внутренней динамики этой религии как сложного комплекса институтов, отношений, представлений, норм и верований. Образцом применения этого метода должны стать классические исламские доксографии -- кутуб аль-макалят.

Внимательное рассмотрение положения о 73 сектах и о секте, относительно спасения которой суждение (Божественный приговор) выносит Аллах, заставляет нас переформулировать имеющуюся на нынешний день характеристику жанра кутуб аль-макалят и вместо прижившегося в востоковедной терминологии на русском языке слова «ересиографии» употреблять слово «доксографии» (от греч. doxa, мнение). В свою очередь, изменение подхода к этим памятникам, лучшие из которых могли бы стать образцом для современных и будущих российских исламоведов -- последователей нео-классического метода, позволит увидеть важную вещь -- проведение принципа максимально возможной объективности в отношении рассматриваемого материала.

В кутуб аль-макалят речь идет не об «отклонениях», а о расхождениях, и это принципиально важно. Логика доксографий следующая: мусульмане имеют различные, расходящиеся мнения по разным вопросам. Слово ихтиляф -- один из главных технических терминов не только доксографических сочинений, но и тех, которые я бы назвал метадоксографическими, т.е. такими, которые пытались объяснить причины, факторы и обстоятельства расхождений.

Таким образом, в доксографиях речь не шла о какой-то исходно заданной «ортодоксии», «отклонение» от которой приводило к возникновению сект при предполагавшемся наличии абсолютной определенности относительно того, чем эта «ортодоксия» является или в чем состоит. Пафос доксографических сочинений -- в обнаружении и фиксации взглядов всех без исключения сект, которые расходятся между собой, но каждая из которых в принципе может оказаться той единственной спасшейся.
Александр ИГНАТЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.12.2003
Газета "Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», посвященного проблемам ислама, актуальным в нашей стране... >>
  • //  04.12.2003
На вопросы Ольги СЕМИНОЙ отвечает шейх Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России... >>
  • //  04.12.2003
Серьезные еврохристианские политики, рассуждая об исламе, включая исламский радикализм, фундаментализм, ваххабизм и т.д., не должны опускаться до уровня провинциальной истерии. И уж во всяком случае не демонстрировать невежество... >>
  • //  04.12.2003
Во второй половине прошлого, XX века, особенно в его последней четверти, стало очевидно, что внутри ислама как системы религиозных представлений, отношений и институтов происходят некие существенные изменения... >>
  • //  04.12.2003
Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации... >>
  • //  04.12.2003
Причины так называемого исламского возрождения (подъема, политизации, радикализации и т.д.) подробно описаны... >>
  • //  04.12.2003
Позицию российского государства по отношению к мусульманско-правовой культуре следует пересмотреть. В настоящее время шариат воспринимается властными структурами как символ исламского фундаментализма и сепаратизма... >>
  • //  04.12.2003
Главной особенностью исторического развития России как многонационального государства было то, что ее мусульманскими подданными были прежде всего народы тюркского мира... >>
  • //  04.12.2003
Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией (справедливость предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами), ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение верующего... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика