N°227
04 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.12.2003
Исламские радикалы: как вас теперь называть?
версия для печати
Серьезные еврохристианские политики, рассуждая об исламе, включая исламский радикализм, фундаментализм, ваххабизм и т.д., не должны опускаться до уровня провинциальной истерии. И уж во всяком случае не демонстрировать невежество. Стефан Цвейг когда-то обронил, что после тридцати лет человек должен отвечать за выражение своего лица. И за свои слова тоже (добавим мы от себя). Особенно если он лидер многорелигиозной России. Увы, наш президент то населяет Северный Кавказ шиитами, то предъявляет свои познания об обряде обрезания...

Ислам в восприятии западного сообщества в какой-то мере заменил коммунизм. Подобно тому, как источник угрозы исходил из СССР, сейчас он исходит с мусульманских территорий. Многие события помимо бенладеновской эскапады эти опасения оправдывают. В таком контексте почему бы не сопоставить 11 сентября 2001 года с Карибским кризисом 1962-го. Вдоволь вкусил тогда Запад страха и ощутил свою беззащитность. Но тогда противником Запада выступало пусть и коммунистическое, но все-таки государство, которое несло ответственность за своих граждан и отнюдь не было предрасположено к самопожертвованию. В Кремле шахидов не водилось даже при Сталине: почувствовав неладное, Москва извинилась. Фанатикам же терять нечего. Они не дорожат ни своей, ни чужой жизнями. Они подотчетны не людям, но Всевышнему, точнее ими же сотворенному образу Всевышнего. Они всегда будут настаивать на своей правоте и обещать противнику еще большее наказание в ответ на любые меры противодействия.

После ухода коммунистов Запад, прежде всего США, исполняют в глазах мусульманских радикалов роль Сатаны, причем не просто, как раньше, «большого», но просто-напросто единственного. В самом деле, кто теперь, кроме некоторых восточноевропейских идеологов и Шамиля Басаева, всерьез опасается российско-постсоветской имперскости (да и тот, будучи выпускником советского агрономического «колледжа», не шибко в нее верит). России теперь «не до жиру, быть бы живу».

Хотя, с другой стороны, неимперская Россия превратилась в союзника американского Сатаны, поддержала антитеррористическую акцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане, рассуждает об исламской угрозе. Россия -- член антитеррористической коалиции, она солидарна с Израилем, готова отлавливать экстремистов, оказать помощь в этом вопросе братским республикам Центральной Азии. Вообще, появление «исламской» угрозы несколько повысило ее рейтинг в глазах Соединенных Штатов, а со временем, думается, и Западной Европы, которая еще не скоро разберется, что ей делать с собственными мусульманами.

В контексте мусульмано-европейских отношений любопытно выглядит позиция европейцев в отношении чеченского конфликта. Покуда демократы-политики осуждают Москву за несовместимые с правами человека действия, европейские чиновники тщательно отслеживают все перемещения чеченских вольнолюбцев, и особенно их контакты с единоверцами. Стоит выпить на брудершафт с офицером из соответствующей службы, как в нем запросто может проснуться российский омоновец. Похоже, систематические теракты делают позицию европейских чиновников все более убедительной, что стало одной (не единственной, разумеется) из причин отказа ПАСЕ утвердить доклад лорда Джадда и отставки его самого.

Отношение Москвы к исламским радикалам двойственно. Хотя в Кремле об этом и не принято говорить вслух. Москва, например, сотрудничает с постхомейнистским Ираном. Тема эта заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же хотим всего лишь отметить, что ни сама по себе исламистская идеология, ни недавние призывы из Тегерана к исламской революции, ни то, что Иран официально величает себя Исламским Государством, не есть препятствие к добрососедским отношениям. Впрочем, с Ираном готова сотрудничать не только Россия. С пониманием относятся к специфике иранского менталитета и политической практике и в Европе.
Алексей МАЛАШЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.12.2003
Газета "Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», посвященного проблемам ислама, актуальным в нашей стране... >>
  • //  04.12.2003
На вопросы Ольги СЕМИНОЙ отвечает шейх Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России... >>
  • //  04.12.2003
Серьезные еврохристианские политики, рассуждая об исламе, включая исламский радикализм, фундаментализм, ваххабизм и т.д., не должны опускаться до уровня провинциальной истерии. И уж во всяком случае не демонстрировать невежество... >>
  • //  04.12.2003
Во второй половине прошлого, XX века, особенно в его последней четверти, стало очевидно, что внутри ислама как системы религиозных представлений, отношений и институтов происходят некие существенные изменения... >>
  • //  04.12.2003
Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации... >>
  • //  04.12.2003
Причины так называемого исламского возрождения (подъема, политизации, радикализации и т.д.) подробно описаны... >>
  • //  04.12.2003
Позицию российского государства по отношению к мусульманско-правовой культуре следует пересмотреть. В настоящее время шариат воспринимается властными структурами как символ исламского фундаментализма и сепаратизма... >>
  • //  04.12.2003
Главной особенностью исторического развития России как многонационального государства было то, что ее мусульманскими подданными были прежде всего народы тюркского мира... >>
  • //  04.12.2003
Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией (справедливость предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами), ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение верующего... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика