N°21 06 февраля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Дружил с авангардистами, был верен символизму Тихое искусство Артура Фонвизина представлено в Музее личных коллекций
Музей личных коллекций ГМИИ открыл выставку произведений русского акварелиста Артура Владимировича Фонвизина (1882--1973). Он родился в Риге, а учился в Москве, где познакомился с Михаилом Ларионовым, дружбой с которым дорожил всю жизнь. В 1904--1906 годах Фонвизин жил и учился в Мюнхене. Кроме выставок, устраиваемых Ларионовым, Фонвизин участвовал в «Голубой розе». В советское время художник долгое время обитал в Тамбове, попав туда по случайному знакомству с уроженцем тех мест художником Константином Зефировым. Там он организовал артпункт советской власти -- студию изобразительного искусства Пролеткульта, время от времени защищая имущество студии от налетов многочисленных банд. В конце 20-х вернулся в Москву. После чудом организованной выставки в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году Артур Фонвизин был заклеймен как формалист. Во время войны его выслали с семьей в Караганду. Лишь благодаря коллективному прошению московской интеллигенции после войны художнику разрешили вернуться в столицу. В 1952-м Фонвизин получил отдельную квартиру, а под конец жизни даже собственную мастерскую. На выставке в МЛК представлено более ста работ, половина которых взята из фондов ГМИИ им. Пушкина, половина предоставлена сыном художника С.А. Фонвизиным.
Несмотря на дружбу с Ларионовым, стиль Фонвизина к футуризму или беспредметности отношения не имеет. Когда они с Ларионовым без разрешения начальства устроили выставку своих работ в Училище живописи, ваяния и зодчества, самую резкую критику высказали не почтенные профессора, а как раз сверстники. Главным «оппонентом» был, кстати, «голуборозовец» и «мирискусник» Сергей Судейкин. За то, что Фонвизин, обидевшись на издевательские замечания, дал Судейкину пощечину, его исключили. И вот парадокс: влияние символистских карнавалов Судейкина на живопись Фонвизина кажется все же большим, чем влияние произведений лучшего друга, Михаила Ларионова. Фонвизин дружил с многими великими современниками. На выставке можно увидеть, например, портрет Татлина с прижатой к груди бандурой. Многие из работ Фонвизина вдохновляли кумира шестидесятников Анатолия Зверева, бывшего частым гостем семьи мастера. Поздний Зверев, как представляется, эксплуатировал до одури те особенности искусства Фонвизина, которые принесли коммерческий успех не одному поколению салонных акварелистов. Прозрачные женские лица неземной красоты, туманные пятна акварели -- все это за давностью лет кажется общим местом. Существенная проблема восприятия акварелей Фонвизина состоит в том, что его стиль слишком захватан салонными художниками. Еще издалека, не подходя к работам близко, думаешь: «Где-то я уже все это видел!» Но по здравом размышлении говоришь себе «стоп». Не следует обвинять Пушкина в том, что его стихи растиражированы в ресторанном шансоне. Артур Фонвизин все-таки живой художник, а не коммерческий бренд. Уместно вспомнить слова его жены Н.О. Фонвизиной после того, как мужа заклеймили формалистом: «Все полетело в пропасть... Однако этот «преступник», «враг народа», «формалист», этот маленький человек, своим искусством ни на кого не похожий, спокойно переживает свои клички -- никакого уныния!». Уж чего на выставке действительно дефицит -- так это уныния. Ну а стиль Фонвизина, к лучшему или нет, вошел в коллективное бессознательное и растворился в нем, как вода в воде.
Российский национальный оркестр сыграет с новым главным дирижером Кентом Нагано Еще в понедельник европейские агентства распространили новость мирового значения: одна из самых принципиальных фигур на рынке классической музыки американский дирижер японского происхождения Кент Нагано назначен музыкальным директором одной из лучших мировых оперных сцен - Баварской оперы в Мюнхене... >>
Сегодня открывается один из самых престижных европейских фестивалей 52-й Берлинский международный кинофестиваль откроется недавно удостоенным премии американской кинокритики «Золотой глобус» фильмом «Чикаго» Роба Маршалла (а закроет его 16 февраля картина Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка»). Председателем жюри на этот раз стал режиссер недавно прошедшего в российском прокате фильма «Арарат» Атом Эгоян (Канада). Уже второй год Берлинале организует новая команда во главе с Дитером Коссликом... >>
В Москве выступила восходящая англо-узбекская этнозвезда В первых числах февраля певица из Узбекистана Севара Назархан и ее группа отыграли три аншлаговых концерта в столичных клубах «Ботаник», «Китайский летчик Джао Да» и «16 тонн». Желающих попасть на эти концерты было больше, чем мест во всех трех залах. Трудно было ожидать такого теплого приема в перекормленной артистами и впечатлениями Москве. Во всем мире существует феномен популярности этнических звезд: проезжая по Нью-Йорку, ваш корреспондент часто натыкался на бесконечные очереди за билетами на концерт какого-нибудь пакистанского или арабского исполнителя, имени которого ни я, ни вы никогда не слышали. Но для диаспоры народа, который представляет артист, подобный концерт -- событие значительное. Однако Севару Назархан скоро узнают не только в Узбекистане (где она уже давно поп-звезда и даже автор некоего неофициального гимна Родине), но и далеко за его пределами. Коллектив уже выступал на фестивалях (в том числе Wommad), а в Москву заехал проездом из Швейцарии... >>
Тихое искусство Артура Фонвизина представлено в Музее личных коллекций Музей личных коллекций ГМИИ открыл выставку произведений русского акварелиста Артура Владимировича Фонвизина (1882--1973). Он родился в Риге, а учился в Москве, где познакомился с Михаилом Ларионовым, дружбой с которым дорожил всю жизнь. В 1904--1906 годах Фонвизин жил и учился в Мюнхене. Кроме выставок, устраиваемых Ларионовым, Фонвизин участвовал в «Голубой розе». В советское время художник долгое время обитал в Тамбове, попав туда по случайному знакомству с уроженцем тех мест художником Константином Зефировым. Там он организовал артпункт советской власти -- студию изобразительного искусства Пролеткульта, время от времени защищая имущество студии от налетов многочисленных банд. В конце 20-х вернулся в Москву... >>
Выставка Авдея Тер-Оганьяна в галерее Гельмана Вчера в галерее Гельмана открылась выставка новейшего русского политэмигранта Авдея Тер-Оганьяна «Ненормативная живопись». Картины оказались настолько ненормативными, что воспроизведению на страницах газеты в соответствии с законами не подлежат. Потому перескажу содержание своими словами. В известные, даже знаменитые шедевры Пикассо, Лициского, Лихтенстайна и прочих (в вольном живописном изложении Тер-Оганьяна) вписаны слова из тех, что известны всякому говорящему по-русски. Яркие краски, эффектные композиции, ровные поля и аккуратные подписи придают им вид товарный, соответственно -- невинный. Растиражированные, выхолощенные формы модернизма и слова, которые обычно на заборах пишут, -- скорее прикол, чем провокация. Изготовлено для людей без комплексов, а не для музеев и общественных мест. Шутка -- не оскорбление. Занимательное искусствознание Тер-Оганьяна -- своеобразная популяризация искусства, модернизм для владеющих русским в рамках матерного... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|