N°195 17 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Возвращение славного Брюса О стихах Максима Амелина
«Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему.
Несколько лет назад Амелин грозно выбранил всех и всяческих филологов, что берутся толковать о поэзии. Был тут элемент провокативной игры. Каково выслушивать эдакое не от босоногого васильковоокого самородка, кичащегося гладкой и бесформенной «традиционностью» из «Чтеца-декламатора», не от обкуренного клубного визионера, чья дурная проза по недоразумению зовется верлибром, но от переводчика Катулла, издателя графа Хвостова, собеседника Василия Майкова и Ипполита Богдановича, изощренного архаиста-новатора (ходовое определение нашего пиита), изумляющего хитросплетенными строфами и издевательскими (куда же он нас, эрудит собачий, отсылает?) реминисценциями. В каждой шутке есть доля шутки. Но только -- доля. Остальное -- правда. Мне тридцать лет, а кажется, что триста, -- / испытанного за десятерых/ не выразит отчетливо, речисто/ и ловко мой шероховатый стих. // Косноязычен и тяжеловесен,/ ветвями свет, корнями роя тьму, -- / для разудалых не хватает песен/ то ясности, то плавности ему. Ну как тут не вспомнить чудесное задание из школьного учебника: «Докажите, что Некрасов был не прав, утверждая «Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый неуклюжий стих»? Можно сорок бочек арестантов нагородить о некрасовской (амелинской) гармонии (звукопись цитированных выше строк иначе как волшебной не назовешь), а правота судящего себя поэта бесспорнее нашего добросердечного, нелепого и смешного адвокатства. В «Опыте о себе самом, начертанном в начале 2000 года», исчислив радости и победы года минувшего (сами понимаете какого), Амелин нежданно и неизбежно взрывается: На руках все пальцы загнув обеих/ в кулаки, кто бы мне не сказал: «убей!» -- их/ разжимаю, любя свободу,/ хоть «в-стотретьих», «в-семьсотсорокпервых», «в-тыща/ девятьсотдевяностадевятых» -- пища/ благодатная счетоводу. // Неудачный год и труды ничтожны!/ Меч тупится -- только вложенный в ножны,/ а перо, не приконча фразу:/ «Можно дважды в одну окунуться реку,/ Если Лета -- ей имя, но имяреку/ уж не выйти на брег ни разу». В стихах Амелина идет бой не «плавности» и «грубости», не элегии и оды, не древности и будущего, не славянщизны и щегольских наречий -- смешно толковать о таких ристалищах, когда мы имеем дело с мастером, способным любую аглицкую блоху по-тульски подковать (или, памятуя о происхождении сочинителя, выучить всякого заморского механического соловья курским коленцам). Здесь невозможность поэзии (все слова сказаны -- если не Овидием, то Хвостовым, если не Языковым, то Хармсом) ратоборствует с ее неизбежностью, греховность всякого человека (в поэте являющаяся лишь с большей наглядностью) и его избранность, отчаяние (смерть причину найдет) и по-детски нежная любовь к бытию. Потому в ювелирно «сделанных» стихах слышен гитарный надрыв, а за чуть приправленными иронией хвалами золотой середине (во всем осторожность и меру/ всегда соблюдать мне дано) слышится безмерность истинного поэта. Знающего кроме прочего, что и «золотую середину» изобрели отнюдь не филистеры (быть может, очень даже симпатичные). Несколько раз заглядывает Амелин в жерло вечности, что демократично -- как лучшие наши эксперты -- уравнивает в небытии всю сущую (поющую) тварь. Страшно? Еще бы! Кому же не страшно. Но это еще не основание для отказа от «веселой науки», что связуется нашим поэтом вовсе не с угрюмо-экстатичным философом, но с чудо-мастером и свободолюбцем Брюсом, баснословие о котором отлилось в фантастико-историко-лирическую поэму Амелина. Встал -- незаметно вышел -- в аероветролете,/ склянку с рассолом горним перед собой положив,/ вместе с прекрасной Флорой прочь упорхал. -- Не ждете? -- / Ждите -- и Брюс вернется, -- он и поныне жив! // Мой любезный читатель! Заново поскорее/ непринужденным взглядом повесть эту окинь;/ ведай Творца и помни: дактили и хореи/ не напрасно взаимо-заменялись. -- Аминь. И что тут в самом деле еще комментировать? Остается только каяться. Простите, милостивый государь, Максим Альбертович, что все-таки полез с суконным рылом в калашный ряд. Сами ведь знаете: если "нельзя", но очень хочется, то «можно». |
«Плохие парни 2» дали жару в «Пушкинском» Первая серия «Плохих парней» увидела свет в 1995 году. Двое полицейских-напарников -- щеголь и дамский угодник Майк (Уилл Смит) и его друг, малахольный отец семейства Маркус (Мартин Лоуренс) -- на пару охраняли важную свидетельницу и не прекращали потешные пикировки ни на секунду из тех 72 часов, которые были выделены им на поиски крупной партии героина, похищенной прямиком с полицейского склада вещдоков... >>
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился. >>
Сто лет назад родилась Лидия Иванова "Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было. >>
О стихах Максима Амелина «Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему... >>
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|