N°195
17 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.10.2003
За чистое искусство!
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер

версия для печати
В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля. Поэтому идеи старого доброго Ги Дебора вдохновили несколько лет назад наших энтузиастов, которые выступили с идеей «нонспектакулярного» искусства.

Проект Татьяны Хэнгстлер с удивительным изяществом совмещает в одном флаконе все вышесказанные модные тенденции, прямо противоположные по своей сути. С одной стороны, ее «Автограф» представляет собой чистый перформанс в нонспектакулярном духе -- художница рисовала всякие изображения пальцем прямо по грязи, скопившейся на полированных боках московских авто. Избранный технологический прием подразумевал, что этим рисункам не грозит судьба граффити из пещеры Ласко: на них никто скорее всего не обратит внимания, а ближайший дождик им не пережить. Но призрак Автора все же возник из небытия, недаром проект кокетливо назван «Автограф». И живопись, вернее, графика, конечно, тоже тишком возвратилась -- пыльные рисунки выполнены с большим изяществом, а их сюжеты вызывают в памяти автоматическое письмо сюрреалистов. Особенно запоминаются «Китайские полицейские». О другом непременном атрибуте актуального дискурса, феминизме, свидетельствует изящная женская ручка, сжимающая мужской половой член. Рисунок при этом сопровожден резким непечатным выражением. И, наконец, результаты перформанса были запечатлены на фото и переведены в стандартную для современного искусства форму -- хорошо отпечатанные фотопринты. То есть стали вполне рыночным товаром.

При этом сам способ производства объекта, связанный с прямым риском для жизни, напоминает о буйном акционизме девяностых, воплощавших в жизнь лозунг футуристов древности «Улицы -- наши палитры!». Но, удивительное дело, хозяева авто, выбегавшие на призывные вопли сигнализации, узнав в чем дело, терпеливо дожидались окончания творческого процесса. Более того, некий добрый автовладелец предложил перегнать свою машину на охраняемую стоянку, дабы творческий процесс протекал в спокойной обстановке. Акция имела характер скрытого социального эксперимента, поскольку в качестве холстов выбирались исключительно дорогие иномарки. Но художник начала XXI века умеет мастерски балансировать на тонкой грани между мирами. Люди одного мира начнут бормотать про себя «барт-деррида-дебор-дискурс-шмискурс». Другие просто и незатейливо полюбуются вполне гламурными фотками. А люди правильные, социально озабоченные, найдут повод воззвать к московскому начальству и прочим вечным стихиям с молениями о том, что следует еще чище убирать улицы и площади нашей дорогой столицы.
Андрей КОВАЛЕВ
//  читайте тему  //  Выставки

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.10.2003
«Плохие парни 2» дали жару в «Пушкинском»
Первая серия «Плохих парней» увидела свет в 1995 году. Двое полицейских-напарников -- щеголь и дамский угодник Майк (Уилл Смит) и его друг, малахольный отец семейства Маркус (Мартин Лоуренс) -- на пару охраняли важную свидетельницу и не прекращали потешные пикировки ни на секунду из тех 72 часов, которые были выделены им на поиски крупной партии героина, похищенной прямиком с полицейского склада вещдоков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.10.2003
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом
Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился. >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  17.10.2003
Сто лет назад родилась Лидия Иванова
"Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было. >>
  • //  17.10.2003
О стихах Максима Амелина
«Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  17.10.2003
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер
В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика