N°195 17 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
За чистое искусство! В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер
В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля. Поэтому идеи старого доброго Ги Дебора вдохновили несколько лет назад наших энтузиастов, которые выступили с идеей «нонспектакулярного» искусства.
Проект Татьяны Хэнгстлер с удивительным изяществом совмещает в одном флаконе все вышесказанные модные тенденции, прямо противоположные по своей сути. С одной стороны, ее «Автограф» представляет собой чистый перформанс в нонспектакулярном духе -- художница рисовала всякие изображения пальцем прямо по грязи, скопившейся на полированных боках московских авто. Избранный технологический прием подразумевал, что этим рисункам не грозит судьба граффити из пещеры Ласко: на них никто скорее всего не обратит внимания, а ближайший дождик им не пережить. Но призрак Автора все же возник из небытия, недаром проект кокетливо назван «Автограф». И живопись, вернее, графика, конечно, тоже тишком возвратилась -- пыльные рисунки выполнены с большим изяществом, а их сюжеты вызывают в памяти автоматическое письмо сюрреалистов. Особенно запоминаются «Китайские полицейские». О другом непременном атрибуте актуального дискурса, феминизме, свидетельствует изящная женская ручка, сжимающая мужской половой член. Рисунок при этом сопровожден резким непечатным выражением. И, наконец, результаты перформанса были запечатлены на фото и переведены в стандартную для современного искусства форму -- хорошо отпечатанные фотопринты. То есть стали вполне рыночным товаром. При этом сам способ производства объекта, связанный с прямым риском для жизни, напоминает о буйном акционизме девяностых, воплощавших в жизнь лозунг футуристов древности «Улицы -- наши палитры!». Но, удивительное дело, хозяева авто, выбегавшие на призывные вопли сигнализации, узнав в чем дело, терпеливо дожидались окончания творческого процесса. Более того, некий добрый автовладелец предложил перегнать свою машину на охраняемую стоянку, дабы творческий процесс протекал в спокойной обстановке. Акция имела характер скрытого социального эксперимента, поскольку в качестве холстов выбирались исключительно дорогие иномарки. Но художник начала XXI века умеет мастерски балансировать на тонкой грани между мирами. Люди одного мира начнут бормотать про себя «барт-деррида-дебор-дискурс-шмискурс». Другие просто и незатейливо полюбуются вполне гламурными фотками. А люди правильные, социально озабоченные, найдут повод воззвать к московскому начальству и прочим вечным стихиям с молениями о том, что следует еще чище убирать улицы и площади нашей дорогой столицы. |
«Плохие парни 2» дали жару в «Пушкинском» Первая серия «Плохих парней» увидела свет в 1995 году. Двое полицейских-напарников -- щеголь и дамский угодник Майк (Уилл Смит) и его друг, малахольный отец семейства Маркус (Мартин Лоуренс) -- на пару охраняли важную свидетельницу и не прекращали потешные пикировки ни на секунду из тех 72 часов, которые были выделены им на поиски крупной партии героина, похищенной прямиком с полицейского склада вещдоков... >>
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился. >>
Сто лет назад родилась Лидия Иванова "Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было. >>
О стихах Максима Амелина «Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему... >>
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|