Время новостей
     N°195, 17 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2003
За чистое искусство!
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер
В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля. Поэтому идеи старого доброго Ги Дебора вдохновили несколько лет назад наших энтузиастов, которые выступили с идеей «нонспектакулярного» искусства.

Проект Татьяны Хэнгстлер с удивительным изяществом совмещает в одном флаконе все вышесказанные модные тенденции, прямо противоположные по своей сути. С одной стороны, ее «Автограф» представляет собой чистый перформанс в нонспектакулярном духе -- художница рисовала всякие изображения пальцем прямо по грязи, скопившейся на полированных боках московских авто. Избранный технологический прием подразумевал, что этим рисункам не грозит судьба граффити из пещеры Ласко: на них никто скорее всего не обратит внимания, а ближайший дождик им не пережить. Но призрак Автора все же возник из небытия, недаром проект кокетливо назван «Автограф». И живопись, вернее, графика, конечно, тоже тишком возвратилась -- пыльные рисунки выполнены с большим изяществом, а их сюжеты вызывают в памяти автоматическое письмо сюрреалистов. Особенно запоминаются «Китайские полицейские». О другом непременном атрибуте актуального дискурса, феминизме, свидетельствует изящная женская ручка, сжимающая мужской половой член. Рисунок при этом сопровожден резким непечатным выражением. И, наконец, результаты перформанса были запечатлены на фото и переведены в стандартную для современного искусства форму -- хорошо отпечатанные фотопринты. То есть стали вполне рыночным товаром.

При этом сам способ производства объекта, связанный с прямым риском для жизни, напоминает о буйном акционизме девяностых, воплощавших в жизнь лозунг футуристов древности «Улицы -- наши палитры!». Но, удивительное дело, хозяева авто, выбегавшие на призывные вопли сигнализации, узнав в чем дело, терпеливо дожидались окончания творческого процесса. Более того, некий добрый автовладелец предложил перегнать свою машину на охраняемую стоянку, дабы творческий процесс протекал в спокойной обстановке. Акция имела характер скрытого социального эксперимента, поскольку в качестве холстов выбирались исключительно дорогие иномарки. Но художник начала XXI века умеет мастерски балансировать на тонкой грани между мирами. Люди одного мира начнут бормотать про себя «барт-деррида-дебор-дискурс-шмискурс». Другие просто и незатейливо полюбуются вполне гламурными фотками. А люди правильные, социально озабоченные, найдут повод воззвать к московскому начальству и прочим вечным стихиям с молениями о том, что следует еще чище убирать улицы и площади нашей дорогой столицы.

Андрей КОВАЛЕВ
//  читайте тему  //  Выставки