N°190
10 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.10.2003
Главный герой -- хор
«Макбет» Верди прозвучал в Большом после почти 150-летней паузы

версия для печати
Большой театр третий год упрямо гнет свою линию и кропотливо осваивает итальянский оперный стиль. После «Адриенны Лекуврер» и «Турандот», которые были не только вполне изящно сыграны и спеты, но и выглядели памятниками невероятному героизму нового вокального консультанта Большого театра Франко Пальяцци, на сцене Большого зазвучала ранняя (впрочем, отредактированная в 1865 году) опера Верди на выразительный шекспировский сюжет.

Первая половина XX века не очень жаловала эту картинную, с простыми пропорциями, но не без пышности, вердиевскую партитуру. Главная роль здесь отдана баритону, а теноровая партия победителя Макбета Макдуфа скромна: его финальной арии не хватает на традиционный оперный культ. Партия сопрано также не вполне традиционна. Как-никак главная героиня -- отрицательный персонаж, скорее антагонистка канонической главной героини. Опера оказалась заново открытой только после того, как ее охваченную страстью к власти и убийству героиню спела Мария Каллас.

С тех пор партия леди Макбет и опера целиком стали материалом для музыкальных упражнений в одержимости. В Большом ее силу и нюансы должны были продемонстрировать Елена Зеленская и Владимир Редькин. Их добротно сделанный дуэт можно считать в какой-то степени удачным: он был адекватен стилистически и технически звучал почти без срывов (хотя к заключительной арии Макбет все же обмяк вокально и засипел). Прочие возможности тяжелой вердиевской партии леди Макбет -- бледный шип и мрачный лепет, тихий вой и пронзительные реплики -- Елена Зеленская оставила другим исполнительницам. Рисунок своей партии она выдержала, пожалуй, даже с большей точностью, нежели Макбет, но ее голосу и артистизму недоставало магии.

Между тем новая музыкальная версия Большого театра произвела довольно неожиданный эффект. Стараниями музыкального руководителя постановки итальянского дирижера Марчелло Панни, специально приглашенного в Москву для этой работы, вердиевский «Макбет» оказался хоровой оперой. Тщательно и крепко подпираемые отлично выстроенным по балансу оркестром выразительные хоры стали главными героями партитуры. От вступительного хора ведьм и финальных сцен первого, а затем второго акта к блестящему примитивизму заключительного хора, переливаясь нетривиальными оттенками, партия хора развивалась, как обыкновенно развиваются характеры действующих лиц. Солисты же, напротив, мастеровито отработали свою по большей части декоративную, хотя и богатую материалом роль -- такую обычно играет как раз хор.

По несколько тяжеловесной оркестровой поступи увертюры было не очевидно, насколько убедительным окажется в дальнейшем этот хорошо сложенный, сдержанно торжествующий оркестр. Но эпизод за эпизодом Панни вел партитуру так, что округлые накачанные мышцы ее ритмических рисунков и тембровая физиономия становились все отчетливее и привлекательнее. А дирижерская рука обнаружила не только заранее анонсированную приверженность итальянским стилевым канонам, но и очевидную искушенность как в старой музыке, так и в новой. По крайней мере за обворожительной, даже наивной ритмической упругостью и балансом, сделанным из не ярких струнных, опирающихся на мощные ноги медных духовых, угадывалась школа двадцатого века. Марчелло Панни кажется ее весьма умным учеником.

На новой сцене Большого ему удалось то, что и на главной редкость -- акустический баланс всех звучащих элементов. Начиная с тщательно отделанных хоров и заканчивая хитро выведенными сольными голосами внутри массовых сцен, все планы были дирижером хорошо придуманы и пространственно вылеплены. Музыкальная концепция спектакля и ее нюансы, пожалуй, выглядели несколько спортивнее, чем сценография и очертания режиссерских мизансцен, но ритмические рифмы и соответствия скупых и контрастных красок составились в своеобразный диалог. Так бывает, когда двое говорят на разных языках, но при этом странным образом друг друга понимают.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.10.2003
ИТАР-ТАСС
Эймунтас Някрошюс впервые в жизни поставил оперу
«Макбета» Верди Эймунтас Някрошюс ставил не по собственной инициативе. Ему предложил эту работу Чезаре Маццонис, бывший интендант театра Maggio Musicale, обладающий огромным авторитетом в оперном мире. Большой театр заинтересовался этой премьерой. Он арендовал на один сезон декорации Мариуса Някрошюса и костюмы Надежды Гультяевой (для солистов, естественно, костюмы были пошиты заново, но по прежним эскизам) и выписал к себе дирижера Марчелло Панни (во Флоренции за пультом стояла Джулия Джонсон)... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.10.2003
«Макбет» Верди прозвучал в Большом после почти 150-летней паузы
Большой театр третий год упрямо гнет свою линию и кропотливо осваивает итальянский оперный стиль. После «Адриенны Лекуврер» и «Турандот», которые были не только вполне изящно сыграны и спеты, но и выглядели памятниками невероятному героизму нового вокального консультанта Большого театра Франко Пальяцци, на сцене Большого зазвучала ранняя (впрочем, отредактированная в 1865 году) опера Верди на выразительный шекспировский сюжет... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.10.2003
В "35 ММ" показывают "Грязные делишки"
Австралийский фильм "Грязные делишки" актуален по двум причинам. Первая: в России популярны игровые автоматы "однорукий бандит", а "Грязные делишки", на мой взгляд, рассказывают об этом бизнесе интереснее и объективнее наших журналистов. И вторая причина: авторы фильма убедительно доказывают, почему США не удается навязать свою волю другим странам... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.10.2003
В Третьяковской галерее открылась выставка Эрика Булатова
Впору вспомнить избитую фразу романтизма: «Ирония -- ностальгия по бесконечности». А теперь представить, как эту фразу нарисовал бы романтический концептуалист Эрик Булатов. Слово «ирония» трепыхалось бы в судорогах посюсторонности, зажатое между поверхностью картины и плоскостью изображения. Циничное от отчаяния... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  10.10.2003
В честь 80-летия историка искусств академика Дмитрия Сарабьянова появилась новая книга
Книга -- очередной альманах «Искусствознание» по истории и теории искусства, в редакционный совет которого входят лучшие ученые России. Главный редактор альманаха Валентина Шевелева поступила очень мудро: она сложила торжественную оду в честь празднуемого сегодня юбилея академика Дмитрия Сарабьянова из текстов его коллег и учеников... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика