N°181
29 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.09.2003
По степи летят, удаляясь, годы
В Москве идет «Нашествие варваров»

версия для печати
На пресс-конференции, которая состоялась в ЦДЛ накануне премьеры "Нашествия варваров", режиссер фильма Дени Аркан сказал, что сделать картину его побудило чувство страха перед смертью и перед больницей (родители режиссера умерли от рака). Сценарий получался тяжелым, депрессивным, пока Аркану не пришла в голову идея собрать в новом фильме персонажей своей лучшей картины "Закат американской империи" (1986). Жизнерадостные, остроумные, немного циничные герои старой ленты должны были придать легкость новой картине.

Тем, кто видел "Закат", будет интересно, что изменилось в жизни героев за 17 лет. В общем-то ничего. В «Двадцать лет спустя» Александра Дюма герои менялись быстрее. В дилогии Аркана персонажи постарели, но остались верны себе. Все так же равнодушно занимаются интеллектуальным трудом, бесконечно говорят о сексе и о мировых проблемах. Их рассуждения могли бы усыпить зрителя, если бы не гений Дени Аркана, точно знающего, когда надо подпустить шутку, наметить любовную линию, заинтриговать детективной историей (одним глазком нам дадут взглянуть на наркомафию).

По сравнению с «Закатом американской империи» ритм «Нашествия варваров» -- точнее повороты сценария -- резче. Удачной оказалась идея сыграть на отношениях отца (социалиста, бабника) и сына (капиталиста, пуританина). Себастьян из Лондона прилетает в Монреаль в больницу к отцу, умирающему от рака. Реми лежит в общей палате, условия ужасные, но он не ропщет: "Я голосовал за национализацию больниц, поэтому в Штаты в частную клинику не поеду". Себастьян подкупает администрацию, профсоюз, нанимает рабочих и ремонтирует для отца отдельную палату на другом этаже. Отец страдает от одиночества, сын собирает в палате его старых друзей, двух любовниц и приятеля-гея в фиолетовом пиджаке. Реми кажется, что в университете его недооценивали. Себастьян приглашает в палату бывших студентов отца и щедро расплачивается за визит (что-то похожее мы недавно видели в фильме «Гудбай, Ленин!»).

Два основных преимущества «Нашествия варваров»: постоянная смена места действия и ярко выписанные эпизодические персонажи, жизнь которых представляешь яснее, чем жизнь главных героев. Вот общая больничная палата. На соседней койке лежит индус и смотрит в потолок остекленевшими глазами. Когда палата погружается в ночные сумерки, глаза индуса начинают загадочно светиться. Утром входит медсестра и предлагает всем причаститься. Неподвижный до этого индус несколько раз поворачивает на подушке свою смуглую голову: нет, спасибо.

Из общей палаты Реми переводят в отдельную. Входит медсестра, друзья умирающего обращаются к ней с шутками на французском языке, на которые сестричка отвечает улыбкой и единственным словом «yes», произнесенным с явным эмигрантским акцентом. Она наклоняется над Реми, чтобы сделать ему массаж. Опьяненный героином, расплывшийся в улыбке Реми спрашивает: «Я уже на небесах? Ты фурия или валькирия?». «Я из Болгарии», -- отвечает медсестра.

Другой эпизодический персонаж -- невеста Себастьяна, сотрудник лондонского антикварного аукциона. Ей поручено, раз уж она в Канаде, зайти в один католический храм, распродающий старую утварь. Статуи святых, Христа, Девы Марии обернуты пленкой. По словам священника, в 1966 году все вдруг перестали ходить в церковь, и реликвии оказались не нужны. На некоторые статуи святых, собранных в темном хранилище, случайный свет падает так, что они выглядят почти живыми. Кажется, что святой Петр, поднявший к небу глаза, повернет голову и подмигнет камере. Не подмигнул.

Этот эпизод напомнил, как в "Песнях со второго этажа" Роя Андерсона делец к 2000 году (юбилей!) запустил в крупное производство распятия. Наступил миллениум, но повышенного спроса не наблюдается. Все распятия пришлось отвезти на свалку.

Последние сцены «Нашествия варваров» разыгрываются в доме на берегу озера, где друзья собирались 16 лет назад в первой части дилогии -- «Закат американской империи». Режиссер по-прежнему любуется красками заката, осенним лесом и блеском воды. Герои вспоминают все «измы», которыми увлекались: марксизм, маоизм, экзистенциализм, структурализм. Перечисление напоминает игру в города, камера скользит по лицам. Себастьян уединяется с подругой своего детства Натали, которую он просил вводить отцу наркотик. Звонит мобильник Себастьяна, Натали выбрасывает его в костер. Плавящийся мобильник продолжает говорить: одна из лучших режиссерских находок Аркана.

К главному герою фильма Реми вполне могли бы подойти слова из набоковского "Дара": когда он почувствовал "приближение смерти, тогда, вместо мысли о ней, слез покаяния, прощаний и скорби, вместо монахов и черного нотария, созвал гостей на пир, акробатов, актеров, поэтов, ораву танцовщиц, трех волшебников, толленбургских студентов-гуляк, путешественника с Тапробаны, осушил чашу вина и умер с беспечной улыбкой, среди сладких стихов, масок и музыки..." С той только разницей, что волшебников, танцовщиц и гуляк герою заменили старые друзья, а чашу вина -- смертельная инъекция. Дени Аркан выступает за эвтаназию, и это, возможно, единственное послание его фильма, звучащее убедительно.
Сергей ТОКАРЕВ
//  читайте тему  //  Кино

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.09.2003
В Москве идет «Нашествие варваров»
На пресс-конференции, которая состоялась в ЦДЛ накануне премьеры "Нашествия варваров", режиссер фильма Дени Аркан сказал, что сделать картину его побудило чувство страха перед смертью и перед больницей (родители режиссера умерли от рака). Сценарий получался тяжелым, депрессивным, пока Аркану не пришла в голову идея собрать в новом фильме персонажей своей лучшей картины "Закат американской империи" (1986)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  29.09.2003
В Москве выступает американская певица Мэрайа Кэри
Российская аудитория впервые познакомилась с творчеством Мэрайи в начале 90-х, когда по «Суперченнелу» крутился клип с балладой Vision Of Love. Голос и внешность молодой звезды пленяли, но по-настоящему в России Кэри прославилась только после того, как спела дуэтом с Уитни Хьюстон песню The Prince of Egypt (When You Believe) и немедленно поссорилась с ней из-за того, чью фамилию следовало ставить первой в титрах... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  29.09.2003
Новый оркестр Владимира Спивакова начал свой первый сезон
Московский международный дом музыки открыл официальный первый сезон концертом новообразованного на базе Министерства культуры Национального филармонического оркестра России (НФОР) под управлением Владимира Спивакова. Имя Евгения Светланова в посвящении концерта и произведения Светланова, Рахманинова, Мусоргского и Чайковского в программе дали исчерпывающее представление о том виде творчества, на ниве которой призван трудиться 28-й симфонический коллектив Москвы... >>
  • //  29.09.2003
«Амелия» Эдуарда Локка на фестивале Dance Inversion
Час сорок без антракта. Сцена всегда во тьме -- прожектора направляют луч только на артиста/артистов, танцующих в данный момент. Все персонажи в черном -- мужчины в костюмах, женщины в купальниках. Между сценой и залом спускается то черная кружевная сетка шириной во все зеркало сцены, то узкий язык экрана. На экране -- девица с неестественно вывернутой шеей осторожно переступает на пуантах... >>
  • //  29.09.2003
В галерее «Арт-Трофи» открылась выставка из серии «Отцы и дети». Ее участники отец и сын Григоряны, обоих зовут Юриями, своими работами показали, что между поколениями может существовать полная преемственность и взаимопонимание... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика