N°176
22 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.09.2003
Интуиция без информации
На фестивале «ПерфорМания» выступил Театр ZERO

версия для печати
Три столика. На каждом белая скатерть. На одном табличка Reserved. В воздухе висит пустая рамка для картины. За одним из столиков сидит наголо обритый молодой человек в белом свитере и столь же белоснежных штанах (каждая штанина сантиметров на пятьдесят длиннее ноги, за стопой волочится шлейф). Он что-то быстро пишет-пишет-пишет на стикерсах и клеит-клеит-клеит их на черный чемоданчик. Этот молодой человек -- Константин Гроусс, автор идеи и постановщик спектакля «Интуиция формы» танцевального проекта «Театр ZERO». Принадлежащий объединению театров танца «Цех» пульсирующий фестиваль «ПерфорМания», что возникает раз в месяц на сцене Центра имени Мейерхольда, дал возможность лысому юноше поговорить про Творчество. Он поговорил.

Сначала надо наблюдать за окружающими людьми. Они, чувствуя взгляд, ведут себя странно. Три очкарика -- две девушки (черненькая и рыжая) и один молодой человек (также с голым черепом) -- все в белом, садятся за «зарезервированный» столик и выжимают на тарелки из тюбиков то ли зубную пасту, то ли просто белую краску. Берут кисточки и аккуратно, медленно, меланхолично закрашивают друг другу очки этой самой субстанцией. После чего, двигаясь почти вслепую, уносят все три стола к черному заднику и оставляют их там.

В жизни этих людей принимать участия не надо. Молодой человек с чемоданчиком -- оглядываясь назад, на программку, и спеша вперед, к концепции, будем называть его Автор -- в передвижениях троицы участия не принимает. Он все норовит присесть куда-нибудь поудобнее. Наконец находит лучший вариант -- на авансцене, у самых ног сидящих в первом ряду зрителей. Перед тем как окончательно замереть именно там, он срывает с места парящую в воздухе рамку, и она, подвешенная на «невидимых» нитях, начинает маятником качаться от левой до правой кулисы, пока не успокаивается напротив его лица. Когда это происходит, предварительное строительство спектакля заканчивается. Художник начинает говорить о самом главном.

О том, что творить какой-либо мир имеет смысл только с самого начала, из несформировавшейся материи, у которой еще нет своих законов. Но даже компьютерный мир и мир анимационный -- ограниченны, а театр, связанный с человеческим телом, -- тем более. Просто «материи» в театре не найти; и тогда приходится делать вещь, собственно говоря, античеловеческую -- создавать «материю» из людей. Длинная рыжая девушка залезает в узкий белый мешок и начинает внутри него задумчиво колыхаться -- на поверхности ткани то что-то круглится, то что-то вздыбливается. Этакая Галатея наоборот -- не оживление статуи, а превращение человека в бесформенный и немой кусок гипса.

Затем к условному «собственному» белому миру художник решает добавить красок и бросает трем персонажам цветной тряпичный клубок. Персонажи клубок разматывают и обнаруживают три сшитые между собой рукавами футболки -- красную, желтую и синюю. Кто-то влезает в горловину одной из тряпок, кто-то -- в рукав другой. Все это тянется, персонажи меж собой переплетаются, потом расходятся... Но переплетения и перемещения примитивны -- видно, что автора они не только не интересуют, но раздражают. Цель -- лично сотворенная форма. Люди добредают до стоящих у задника столов (после того как с них были сдернуты скатерти, они во фронтальной проекции превратились в подобие больших рам) и в этих рамах застывают. Тем и кончается спектакль.

Медленное занудство этой самой «Интуиции формы» -- не самый большой ее грех, как и невеликая изобретательность постановщика. Да и юношеское отрицание элементарных сценических (ритмических хотя бы) законов тоже не особенно страшно. Детские опыты -- пусть на профессиональной сцене -- есть детские опыты, вырастет -- поумнеет. Немного пугает то, что человек явно стремится остановить время. Что вырастать -- кажется -- не хочет. Для всех и всегда это кончалось плохо -- вспомните Дориана Грея.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.09.2003
«Джиперс Криперс 2» на московских экранах
Темный ренессанс жанра «хоррор» проходит без лишней помпы, во всяком случае куда скромнее, чем попытка его похорон. После того как Уэс Крейвен захотел выяснить, что у жанра внутри, и своими «Криками» разъял ему грудину с помощью тупого постмодернистского ланцета, а создатели «Очень страшного кино» вывалили в зияющую рану пованивающую кучу веселых гадостей, жанр, казалось, было не спасти уже ничем. Но придя в себя в начале века, фильмы ужасов как-то очень правильно и достойно вписались в карту кинобудня и сдавать позиции явно не собираются. Теперь это не полудохлая экзотика, как было всего декаду назад, а достойная часть кинопроцесса... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.09.2003
Размышления о возможности истории в связи с выставкой Бориса Турецкого в Третьяковской галерее. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.09.2003
«Новая драма» открылась «Трансфером» Максима Курочкина
«Трансфер» -- двенадцатая из известных мне пьес Максима Курочкина (р. 1970); некоторые, впрочем, я знаю только по названию. Первой довелось прочесть «Стальову Волю», которую жюри «Антибукера» в 1998 году удостоило специального поощрительного приза «За поиск новых путей в драматургии». Это была отлично закрученная история о польских панах, киевлянину Курочкину ненавистных. В ней шляхтичи, ксендзы, крики «Смерть хлопам!» и «Клянусь маткой найсвентшей!» размещались внутри боевого звездолета, скорее метафизического, чем из science fiction... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  22.09.2003
На фестивале «ПерфорМания» выступил Театр ZERO
Три столика. На каждом белая скатерть. На одном табличка Reserved. В воздухе висит пустая рамка для картины. За одним из столиков сидит наголо обритый молодой человек в белом свитере и столь же белоснежных штанах (каждая штанина сантиметров на пятьдесят длиннее ноги, за стопой волочится шлейф). Он что-то быстро пишет-пишет-пишет на стикерсах и клеит-клеит-клеит их на черный чемоданчик. Этот молодой человек -- Константин Гроусс, автор идеи и постановщик спектакля «Интуиция формы» танцевального проекта «Театр ZERO»... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика