N°163 03 сентября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
С самодержавием на дружеской ноге В Санкт-Петербурге возникла мода считать царей за людей
Первое сентября. К терракотовой крепости -- Михайловскому замку -- один за другим подъезжают экскурсионные автобусы. Шумную ораву нарядно одетых школьников ведут через торжественные ворота во внутренний двор, в центре которого недавно установлен памятник эксцентричному императору Павлу. В былые годы подобный ритуал, с колонной автобусов, младшеклассниками в белых воротничках и блюдущими дисциплину училками, проходил где-нибудь у памятника героям революции или голосующего кепкой Ильича. А теперь -- на тебе, у неврастеника из романтической новеллы, самодержца Павла. Дети галдят, щелкают мыльницами, обмениваются впечатлениями: «Это же не царь, а бомж несчастный. Его жалко». Деструкция сакрального имиджа власти в умах поколения младого, незнакомого произошла, похоже, бесповоротно и окончательно. Что удивительно, сама эта устроенная школами акция (ехать на поклон к человеку, символизировавшему своей судьбой не норму, а перверсию, вечный раскол между государственным и частным) имеет смысл воспитательный. Но цель -- противоположную временам приснопамятным. Михайловский замок, здание, -- автопортрет владельца. Такой же вывихнутый, неврастеничный, неправильный. Получается, что в День знаний дети едут учиться различать границы приватности, с пониманием и сочувствием относиться к тем, кто не похож на тебя, отличен от всех. Пусть даже и царь. К слову, новый памятник, созданный академиком Петербургской академии художеств В. Горевым, этой благородной воспитательной цели вполне отвечает. Павел Петрович изображен человеком чувствительным, нервным и тонким (едва намеченные «рокайльные» оттенки душевных движений унаследованы скульптором от первого гениального скульптора-портретиста Павла -- Федота Шубина). И ужас в том, что царские регалии и атрибуты безжалостно, глупо, зло высмеивают его «частность». Давят, корежат, распинают. В них царь -- неуклюжий шут. Бомж.
Любопытно, что «приватный» ракурс стал определяющим и на главной юбилейной выставке Петербурга -- приношении первого музея северной столицы, Эрмитажа, ее основателю Петру Алексеевичу. Великодержавной риторики, которая сопровождает подобные проекты в Москве, как не бывало. Видно, сам Петр повода к ней не давал. Экспозиция в гигантском Николаевском зале Зимнего дворца представляла личность скорее кабинетного ученого эпохи барокко, времени, когда, впрочем, кабинет мыслился в масштабах Вселенной. Глобусы, карты, микроскопы, архитектурные увражи, портреты, ботанические атласы, бестиарии... Из них потом составлялись кунсткамеры, по словам сотрудника РАН Натальи Копаневой, основанные на идеях Фрэнсиса Бэкона «музеи наблюдений и «отклоняющихся примеров», которые были призваны очистить разум от «идолов», стоявших на пути познания». Судя по всему, от подобных «идолов» в восприятии исторического ореола власти очищаемся сегодня и мы. |
Завтра выходит в прокат комедия Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!» Главный герой фильма Алекс (Даниэль Брюль) на крыше многоэтажки разбрасывает старые восточногерманские купюры (накопления семьи за 20 лет!), которые не успел обменять, и кричит в отчаянии на весь ночной Берлин -- в этот момент в небе разрываются петарды: Германия стала чемпионом мира по футболу... >>
Издательство «Время» выпустило сборник Юлия Кима Главный, а по мне, так и единственный, недостаток новой книги Юлия Кима «Моя матушка Россия» - ее самоочевидная неполнота. Ну скажите на милость >>
Московский сезон 2003/04 открыт «Театр начинается с афиши» -- это не максима в духе Козьмы Пруткова, а название чудесной выставки, которую в межсезонье устроил Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Примерно 130 экспонатов; самая старая из афиш -- Объявление от Петровского театра (1791), самая дивная -- работа Серова «Гастроли Анны Павловой в Париже» (1909). Полюбоваться, право, есть чем: какой Судейкин! какой Рындин! какие смешные футуристы! Поход в Бахрушинский музей -- лучший из способов провести час-другой перед началом вечернего спектакля, а посмотреть в этом сентябре стоит многое... >>
В Санкт-Петербурге возникла мода считать царей за людей Первое сентября. К терракотовой крепости -- Михайловскому замку -- один за другим подъезжают экскурсионные автобусы. Шумную ораву нарядно одетых школьников ведут через торжественные ворота во внутренний двор, в центре которого недавно установлен памятник эксцентричному императору Павлу. В былые годы подобный ритуал, с колонной автобусов, младшеклассниками в белых воротничках и блюдущими дисциплину училками, проходил где-нибудь у памятника героям революции или голосующего кепкой Ильича... >>
Михаил Плетнев поделился творческими планами 3 сентября в Большом зале Московской консерватории открывает свой 14-й сезон Российский национальный оркестр. Под управлением Михаила Плетнева прозвучат Восьмая симфония Дворжака и Второй фортепианный концерт Брамса. Пианистка Елизавета Леонская выступит в этот вечер в пользу детской деревни в Томилино... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|