N°163
03 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.09.2003
Back in DDR
Завтра выходит в прокат комедия Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!»

версия для печати
Главный герой фильма Алекс (Даниэль Брюль) на крыше многоэтажки разбрасывает старые восточногерманские купюры (накопления семьи за 20 лет!), которые не успел обменять, и кричит в отчаянии на весь ночной Берлин -- в этот момент в небе разрываются петарды: Германия стала чемпионом мира по футболу.

Творческий коллектив трогательной комедии «Гуд бай, Ленин!» столь же знаменит, как состав той великой футбольной сборной (а параллель между футболом и кино не случайна, Феллини называл кино «гибридом футбола и борделя»). Немецкий продюсер Штефан Арндт («Беги, Лола, беги»), французский композитор Янн Тирсен («Амели»), звезда российского и немецкого кино Чулпан Хаматова еще раз подтвердили свою высокую репутацию. Закономерно, что с таким составом «Гуд бай, Ленин!» в этом году стал чемпионом немецкого проката и выиграл восемь национальных кинопремий «Лола». И нет в Германии человека, который бы об этом фильме не слышал.

А поскольку менталитет русских и немцев во многом схож, и тема фильма -- стремительная смена эпох -- нам близка, можно предполагать, что «Гуд бай, Ленин!» и в России выступит неплохо.

Режиссер Вольфганг Бекер, западный немец, довольно иронично показывает ГДР, но его ирония добрая, понимающая: да, пели наивные пионерские песенки, да, смешно одевались, мебель была неказистой, но от этого люди не становились глупее или бездушнее. И в конечном счете фильм получился о сыновней любви.

В 1989 году фрау Кернер (Катрин Заас) видит, как на антиправительственной демонстрации арестовывают ее сына, и падает от инфаркта. Пока она лежит в коме, рушится Берлинская стена, две Германии объединяются, облик родного города меняется до неузнаваемости. Но, по словам врачей, фрау Кернер нельзя ничего этого видеть, поскольку сильное волнение ее убьет. И тогда сын Алекс решает скрыть от мамы важнейшую новость XX века и, пользуясь тем, что она не встает с кровати, создает в своей квартире заповедник навсегда исчезнувшей ГДР.

Алекс где только можно (в том числе на помойке) находит коробки, пакеты, стеклянные банки из-под восточногерманских продуктов и пересыпает, перекладывает, переливает в них новую западную еду. Он надевает сам старую одежду и заставляет других носить такую же при маме. Он за деньги уговаривает бывших пионеров на день рождения исполнить для мамы патриотические песни. Он показывает матери старые видеокассеты с выпусками новостей «Актуальная камера» и выдает их за прямой эфир. Во всем этом можно увидеть аллегорию тоталитарного режима, построенного на обмане. Но на обмане построены не только государственные режимы. Обман лежит в основе искусства, и Алекс предстает перед нами как одержимый своим произведением художник.

В фильме множество кинематографических цитат. Во время проезда танков по улицам города посуда дрожит и звенит так же, как в «Амели» во время свидания в знаменитом кафе на Монмартре. Есть визуальная цитата из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Есть съемки домашней камерой. Есть пародийные телевизионные репортажи. А замена мебели в комнате фрау Кернер стилистически напоминает всем известную телевизионную передачу (аналог которой, наверное, есть и на немецком телевидении).

В общем, перед нами тонкое современное европейское кино. Единственное, что может смутить, это имя подружки героя из бывшего СССР: Лара, слишком явно ассоциирующееся с «Доктором Живаго» (или фильмом с Омаром Шарифом в заглавной роли).

И в заключение позволю себе лирическое отступление. В 80-е годы ГДР была для советских детей почти сказочной страной. Лучшие конструкторы, лучшие модельки автомобилей (высший класс: с открывающимися дверками!), лучшие игрушечные железные дороги носили надпись made in DDR -- и это было обещанием счастья. Для моего детского слуха ГДР звучало приятнее, чем СССР, потому что ассоциировалось с чем-то цветным, ярким, праздничным, неожиданным. Фильм «Гуд бай, Ленин!» напомнил эту радужную ассоциацию, и уже за одно это его можно полюбить.
Сергей ТОКАРЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.09.2003
Завтра выходит в прокат комедия Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!»
Главный герой фильма Алекс (Даниэль Брюль) на крыше многоэтажки разбрасывает старые восточногерманские купюры (накопления семьи за 20 лет!), которые не успел обменять, и кричит в отчаянии на весь ночной Берлин -- в этот момент в небе разрываются петарды: Германия стала чемпионом мира по футболу... >>
  • //  03.09.2003
Издательство «Время» выпустило сборник Юлия Кима
Главный, а по мне, так и единственный, недостаток новой книги Юлия Кима «Моя матушка Россия» - ее самоочевидная неполнота. Ну скажите на милость >>
  • //  03.09.2003
Московский сезон 2003/04 открыт
«Театр начинается с афиши» -- это не максима в духе Козьмы Пруткова, а название чудесной выставки, которую в межсезонье устроил Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Примерно 130 экспонатов; самая старая из афиш -- Объявление от Петровского театра (1791), самая дивная -- работа Серова «Гастроли Анны Павловой в Париже» (1909). Полюбоваться, право, есть чем: какой Судейкин! какой Рындин! какие смешные футуристы! Поход в Бахрушинский музей -- лучший из способов провести час-другой перед началом вечернего спектакля, а посмотреть в этом сентябре стоит многое... >>
  • //  03.09.2003
В Санкт-Петербурге возникла мода считать царей за людей
Первое сентября. К терракотовой крепости -- Михайловскому замку -- один за другим подъезжают экскурсионные автобусы. Шумную ораву нарядно одетых школьников ведут через торжественные ворота во внутренний двор, в центре которого недавно установлен памятник эксцентричному императору Павлу. В былые годы подобный ритуал, с колонной автобусов, младшеклассниками в белых воротничках и блюдущими дисциплину училками, проходил где-нибудь у памятника героям революции или голосующего кепкой Ильича... >>
  • //  03.09.2003
Михаил Плетнев поделился творческими планами
3 сентября в Большом зале Московской консерватории открывает свой 14-й сезон Российский национальный оркестр. Под управлением Михаила Плетнева прозвучат Восьмая симфония Дворжака и Второй фортепианный концерт Брамса. Пианистка Елизавета Леонская выступит в этот вечер в пользу детской деревни в Томилино... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика