N°144
07 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.08.2003
Охота на режиссера
Один из самых ожидаемых фильмов Венецианского фестиваля оказался под арестом

версия для печати
В четверг на прошлой неделе была объявлена программа 60-го, юбилейного Венецианского кинофестиваля, старейшего в Европе, стабильно входившего в первую тройку (наряду с Канном и Берлином), а в последнее время претендующего и на первое место в фестивальной табели о рангах. В программе параллельного конкурса «Против течения» заявлен фильм иранца Бабака Пайами «Молчание между двумя мыслями». Не будем раскрывать сюжет новой работы Пайами (подробнее о ней читайте в одном из венецианских репортажей), который уже завоевал себе место как минимум в первой двадцатке мировых режиссеров (его дебютный фильм «Еще один день» получил призы на фестивалях в Токио и Турине, а вторая картина «Тайное голосование» два года назад удостоилась пяти призов в Венеции, в том числе и награды за режиссуру). Скажем только, что это глубоко личное высказывание о насилии, религиозных догмах и любви в современном исламском государстве.

Казалось, что иранские власти, славящиеся жесткостью внутри страны, во внешней культурной политике проявляют определенный либерализм. Такие классики иранского кино, как Аббас Киаростами, Мохсен Макмальбаф, Джафар Панахи, Маджид Маджиди, с разрешения властей стали выезжать на западные фестивали, привозить оттуда призы, утверждать «международный престиж» Ирана и помогать стране зарабатывать иностранную валюту за счет продажи прав. И хотя «Вкус вишни» (1997) Киаростами вышел в иранский прокат с огромным трудом -- спустя целых два года после того, как завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, -- ситуация в целом выглядела приемлемой.

Увы, теперь она изменилась. В июне весь рабочий материал «Молчания между двумя мыслями» был конфискован в Тегеране, а режиссер допрошен и отпущен только потому, что предъявил приглашение на московский кинофестиваль (на XXV ММКФ Бабак Пайами был членом жюри). Сейчас судьба фильма по-прежнему неясна. Все, чем располагает режиссер, чудом избежавший ареста, -- это видеокопия, которая и будет показана в Венеции, если иранские власти, испугавшись международного скандала, не пойдут на попятный.

Впрочем, вероятность этого крайне мала. То, что происходит сейчас в Иране, в очередной раз доказывает, что не бывает бархатного тоталитаризма, мягкой цензуры и снисходительных бюрократов. Если уж начали закручивать гайки, так непременно сорвут резьбу.

Предлагаем вашему вниманию заявление Бабака ПАЙАМИ для прессы, присланное режиссером нашему обозревателю Алексею МЕДВЕДЕВУ.

...Несколько недель назад, когда я завершал работу над своим новым фильмом, люди в штатском задержали меня на улицах Тегерана, после чего материал моего фильма был конфискован без всяких на то законных оснований. Меня допрашивали несколько часов, бросали мне в лицо угрозы и обвинения. Я обратился за поддержкой к Союзу кинематографистов Ирана и в министерство культуры. Однако на сегодня, по прошествии нескольких недель, рабочий материал моего фильма по-прежнему не возвращен, и я так и не получил никаких официальных разъяснений по поводу происшедшего.

За это время иранские правительственные чиновники развернули кампанию преследований и против других иранских кинематографистов. Независимое киносообщество Ирана переживает один из самых черных периодов в недавней истории. Эти действия не только угрожают известным и состоявшимся режиссерам, но и могут помешать состояться поколению новых талантов.

Печально, что независимых художников насильно втягивают в политику, чтобы потом найти повод для преследований и репрессий. Однако речь идет не только об искусстве. Любой, кто настаивает на осуществлении своих базовых прав, на свободе самовыражения, объявляется политическим врагом и подвергается преследованиям за свою жажду свободы и тягу к жизни «вне политики». «Враг» -- разве не это слово звучит в мире чаще всего последние несколько месяцев? И меня глубоко разочаровывает, что даже на другом конце политического спектра этот глубоко антидемократический подход -- «кто не с нами, тот против нас» -- также входит в привычку. В последние годы стало ясно, что у нас нет ни политической модели свободного общества, ни настоящего уважения к правам человека...

Таким образом, участие моего фильма в Венецианском фестивале и для меня, и для всего мирового сообщества независимых художников является делом принципа. Это призыв ко всем, кто ценит человечность выше идеологии, расы, национальности и других искусственных, навязанных человечеству различий, бороться с подавлением наших естественных прав -- права думать и права свободно выражать себя, уважая при этом аналогичные права других людей.

Подпись:

Режиссер Бабак Пайами на съемках своего второго фильма «Тайное голосование», удостоенного приза за режиссуру в Венеции
Убрать -- Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  07.08.2003
Новые приключения Лары Крофт на московских экранах
Лара Крофт -- заглавная героиня серии популярных компьютерных игр, виртуальная девушка без адреса, но с характером, специалистка в области древних сокровищ и своего рода Индиана Джонс в лосинах -- впервые обрела экранную плоть два года назад. Плоть принадлежала чудо-актрисе Анжелине Джоли, поэтому фильм Саймона Уэста вполне можно было смотреть. Но даже для мира, в котором экранизация компьютерных ходилок является делом само собой разумеющимся и числящимся по ведомости изящных искусств, первая «Расхитительница гробниц» была явлением выдающимся по бессмысленности, пустоте и нескладухе... >>
  • //  07.08.2003
Все у всех получится
Новые CD. >>
  • //  07.08.2003
В галерее «Риджина» экспонируются военные картинки
Неважно, кому принадлежит после битвы после сражения. Гораздо интереснее начало борьбы. Когда в чистом поле, море, пустыне (романтическом пейзаже) в отсутствии смерти и истины сходятся помериться силами могучие и знаменитые. В своем новом проекте «Битвы» концептуалист «по праву наследования», основатель группы «Медицинская герменевтика», автор скандальной книги «Мифогенная любовь каст» Павел Пепперштейн изобразил сражения всех со всеми. Изящные и бессмысленные. Черным акрилом на длинных белых холстах. Чудовищная смесь «Бури в пустыне», операции «Возмездие», звездных войн, исторической памяти и патриотического воспитания. Тщательно артикулированный бред. Ночной кошмар художника-графика... >>
  • //  07.08.2003
Один из самых ожидаемых фильмов Венецианского фестиваля оказался под арестом
В четверг на прошлой неделе была объявлена программа 60-го, юбилейного Венецианского кинофестиваля, старейшего в Европе, стабильно входившего в первую тройку (наряду с Канном и Берлином), а в последнее время претендующего и на первое место в фестивальной табели о рангах. В программе параллельного конкурса «Против течения» заявлен фильм иранца Бабака Пайами «Молчание между двумя мыслями». Не будем раскрывать сюжет новой работы Пайами (подробнее о ней читайте в одном из венецианских репортажей), который уже завоевал себе место как минимум в первой двадцатке мировых режиссеров (его дебютный фильм «Еще один день» получил призы на фестивалях в Токио и Турине, а вторая картина «Тайное голосование» два года назад удостоилась пяти призов в Венеции, в том числе и награды за режиссуру). Скажем только, что это глубоко личное высказывание о насилии, религиозных догмах и любви в современном исламском государстве... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика