|
|
N°144, 07 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Охота на режиссера
Один из самых ожидаемых фильмов Венецианского фестиваля оказался под арестом
В четверг на прошлой неделе была объявлена программа 60-го, юбилейного Венецианского кинофестиваля, старейшего в Европе, стабильно входившего в первую тройку (наряду с Канном и Берлином), а в последнее время претендующего и на первое место в фестивальной табели о рангах. В программе параллельного конкурса «Против течения» заявлен фильм иранца Бабака Пайами «Молчание между двумя мыслями». Не будем раскрывать сюжет новой работы Пайами (подробнее о ней читайте в одном из венецианских репортажей), который уже завоевал себе место как минимум в первой двадцатке мировых режиссеров (его дебютный фильм «Еще один день» получил призы на фестивалях в Токио и Турине, а вторая картина «Тайное голосование» два года назад удостоилась пяти призов в Венеции, в том числе и награды за режиссуру). Скажем только, что это глубоко личное высказывание о насилии, религиозных догмах и любви в современном исламском государстве.
Казалось, что иранские власти, славящиеся жесткостью внутри страны, во внешней культурной политике проявляют определенный либерализм. Такие классики иранского кино, как Аббас Киаростами, Мохсен Макмальбаф, Джафар Панахи, Маджид Маджиди, с разрешения властей стали выезжать на западные фестивали, привозить оттуда призы, утверждать «международный престиж» Ирана и помогать стране зарабатывать иностранную валюту за счет продажи прав. И хотя «Вкус вишни» (1997) Киаростами вышел в иранский прокат с огромным трудом -- спустя целых два года после того, как завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, -- ситуация в целом выглядела приемлемой.
Увы, теперь она изменилась. В июне весь рабочий материал «Молчания между двумя мыслями» был конфискован в Тегеране, а режиссер допрошен и отпущен только потому, что предъявил приглашение на московский кинофестиваль (на XXV ММКФ Бабак Пайами был членом жюри). Сейчас судьба фильма по-прежнему неясна. Все, чем располагает режиссер, чудом избежавший ареста, -- это видеокопия, которая и будет показана в Венеции, если иранские власти, испугавшись международного скандала, не пойдут на попятный.
Впрочем, вероятность этого крайне мала. То, что происходит сейчас в Иране, в очередной раз доказывает, что не бывает бархатного тоталитаризма, мягкой цензуры и снисходительных бюрократов. Если уж начали закручивать гайки, так непременно сорвут резьбу.
Предлагаем вашему вниманию заявление Бабака ПАЙАМИ для прессы, присланное режиссером нашему обозревателю Алексею МЕДВЕДЕВУ.
...Несколько недель назад, когда я завершал работу над своим новым фильмом, люди в штатском задержали меня на улицах Тегерана, после чего материал моего фильма был конфискован без всяких на то законных оснований. Меня допрашивали несколько часов, бросали мне в лицо угрозы и обвинения. Я обратился за поддержкой к Союзу кинематографистов Ирана и в министерство культуры. Однако на сегодня, по прошествии нескольких недель, рабочий материал моего фильма по-прежнему не возвращен, и я так и не получил никаких официальных разъяснений по поводу происшедшего.
За это время иранские правительственные чиновники развернули кампанию преследований и против других иранских кинематографистов. Независимое киносообщество Ирана переживает один из самых черных периодов в недавней истории. Эти действия не только угрожают известным и состоявшимся режиссерам, но и могут помешать состояться поколению новых талантов.
Печально, что независимых художников насильно втягивают в политику, чтобы потом найти повод для преследований и репрессий. Однако речь идет не только об искусстве. Любой, кто настаивает на осуществлении своих базовых прав, на свободе самовыражения, объявляется политическим врагом и подвергается преследованиям за свою жажду свободы и тягу к жизни «вне политики». «Враг» -- разве не это слово звучит в мире чаще всего последние несколько месяцев? И меня глубоко разочаровывает, что даже на другом конце политического спектра этот глубоко антидемократический подход -- «кто не с нами, тот против нас» -- также входит в привычку. В последние годы стало ясно, что у нас нет ни политической модели свободного общества, ни настоящего уважения к правам человека...
Таким образом, участие моего фильма в Венецианском фестивале и для меня, и для всего мирового сообщества независимых художников является делом принципа. Это призыв ко всем, кто ценит человечность выше идеологии, расы, национальности и других искусственных, навязанных человечеству различий, бороться с подавлением наших естественных прав -- права думать и права свободно выражать себя, уважая при этом аналогичные права других людей.
Подпись:
Режиссер Бабак Пайами на съемках своего второго фильма «Тайное голосование», удостоенного приза за режиссуру в Венеции
Убрать -- Алексей МЕДВЕДЕВ