N°115 27 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сорок семь картин в быстром темпе В Перми станцевали «Мастера и Маргариту»
Двадцать девять сцен в первом акте, восемнадцать во втором, и все это за два часа с небольшим -- «Мастер и Маргарита» в пермском балете, сделанном на музыку Шостаковича, Баха, Питера Габриэля и цитирующем еще десяток сочинений, бежит по знакомому тексту, подпрыгивая и тараторя. Отлично придуманные сцены сменяются скучноватыми; хореограф (Давид Авдыш, завершающий свой первый сезон в роли главного балетмейстера пермского театра) то выдаст картинку, роману вовсе чужую, но ему почти равную, то займется пересказом на уровне школьного сочинения. Так и бросает спектакль то в жар, то в холод.
В жар -- с первой сцены, с декораций Семена Пастуха. Прославившийся в отечестве мариинским «Семеном Котко», где пореволюционная деревня существовала на раздолбанном звездными дождями Марсе, художник здесь придумал щетинистую морду трамвая, больше похожего на броненосец. Она маячит у черного задника, иногда скрываясь за ним, и лишь однажды выкатывается к авансцене -- натурально, когда Берлиозу отрежут голову. Над сценой Пастух повесил три бруска цвета раскаленного металла -- алый жар с сизым отблеском, колоссальные такие железяки. Они ритмично двигаются вверх-вниз, будто действие происходит внутри какого-то механизма. Государственная машина? -- да, конечно, это слишком ясно. Но работает. Как отлично работает мужской кордебалет -- создающие лихой ритм машины-труженики, что взлетают в воздух, вращаются и точнехонько приземляются. Поражает наличие среди них Берлиоза -- не интеллектуала, но агитатора-пролетария, способного подавить травоядного Ивана Бездомного чисто физической силой. Взаимоотношения Бездомного и Берлиоза -- самое слабое место в спектакле. Немногим лучше дуэт Пилата и Иешуа -- и кажется, что хореограф просто боится мужских дуэтов. В первом случае -- лишь всплеск грубой силы (нога Берлиоза на груди Бездомного, бр-р), во втором -- дуэт условен донельзя, жесты абстрактны, словно хореограф опасается незапланированных гейских мотивов. (Актерам он не доверяет зря: крепко сбитый, мощный Пилат Игоря Шестерикова и блаженный Иешуа Ивана Порошина вполне смогли бы сделать дуэт и тоскливым, и почти нежным -- без всяких ненужных обертонов.) Но после дуэта Иуды (Константин Олюнин) и Пилата сомнение в способностях хореографа исчезает. Пилат вызывает Иуду после казни Иешуа. Поступь Пилата тяжела, в каждом жесте -- тонна усталости. Иуда гибок, мягок, стоит коснуться его -- и в нем будто образуется провал, он деформируется под жестами Пилата. Но оплетающая эта мягкость слишком властна -- через минуту Пилат замечает, что лежит в той же позе, что и Иуда. И ужасается. И призывает Низу. Спектакль дышит неровно, вкусовые сбои порой чудовищны (сотрудников НКВД изображают дамы в черных глянцевых плащах; очарованные Коровьевым и Бегемотом, они вдруг начинают отплясывать канкан -- и даже самый добрый критик в эту минуту пожелает, чтобы санкт-петербургский мюзик-холл, так обработавший потрудившегося там хореографа, немедленно провалился на месте). Но вот возникает Тайная вечеря: белый прямоугольник в черном заднике, стандартная мизансцена, но все апостолы -- дети. А Иуда -- взрослый. И щелкает что-то в груди, и что-то там смягчается. И еще: шествие на гору -- никакого дерева. Иешуа просто долго ползет по сцене. Без надрыва. Без обреченности. Через всю сцену за ним тянется алая лента. Вокруг медленно шествуют легионеры. Бал у Воланда весьма хорош, хотя чертовски странен. Авдыш не стал раздевать героев, он лишь поменял их одеждой (костюмы Галины Соловьевой). Мужчины в женских платьях (седые фижмы, будто источенные в труху) и женщины -- в мужских аккомпанируют Воланду (Александр Волков) и Марго (Елена Кулагина). Те ведут феерический дуэт -- Воланд подбрасывает Марго, ловит, снова швыряет. Этому Воланду (кудрями, носом и манерами смахивающему на Дмитрия Нагиева) не то что недостает величия -- он вообще не знает, что это такое. Зато ему помимо незапланированного яркого темперамента присуще хладное любопытство, свойственное прообразу: на Марго он смотрит с ожиданием -- что еще вытворит? И отдаст ей ее Мастера без всякой просьбы. Книга в руках Воланда вспыхивает живым огнем (и тут же заменяется целехонькой), но в финале, когда должно заполыхать все на свете, костер из тряпки вьется под вентилятором. Все сделано наполовину. И в последней сцене Иешуа удается привлечь к себе лишь четырех детей -- остальные уйдут за увлекшим их к колеблющейся тьме задника Воландом.
От Матиаса Лангхофа надо ждать новостей Генуэзскую постановку «Ревизора», если рассматривать ее как самодостаточный театральный продукт, можно хвалить всерьез, но без восторга. Четырехчасовой спектакль Матиаса Лангхофа подтянут и соразмерен, он не кажется слишком длинным -- как не кажется перезрелой женщина сорока лет, сохранившая фигуру и одетая со вкусом. Он выстроен со вниманием к естественным потребностям актера, что не слишком характерно для постановщиков германской выточки, и с уважением к традиционному театру, что по нынешним временам в заслугу не вменяют. Действительно, Лангхофа превозносят за то, что он «смущает и разделяет», «завораживает и соблазняет», «делает выбор в пользу бунтовщиков и маргиналов» и т.д. (см. фестивальный буклет), причем с очень характерной интонацией... >>
На сцену Большого придут знаменитые театральные режиссеры Вчера в Большом театре России прошла пресс-конференция, посвященная планам на будущий сезон. Открыть его планируют 4 сентября «Хованщиной» с участием Ларисы Дядьковой. Первой премьерой станет «Макбет» Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса; спектакль 8 октября будет показан на Новой сцене -- это совместный проект с фестивалем «Флорентийский музыкальный май» и «Театро массимо» (Палермо). За дирижерский пульт встанет Марчелло Панни, более известный как композитор. 13 декабря на Новой же сцене пройдет премьера балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Раду Поклитару, работающего в содружестве с режиссером Декланом Доннелланом (постановка Лавровского также сохранится в репертуаре Большого). Дирижировать спектаклем будет Гинтарас Ринкявичюс, которого в конце мая москвичи могли оценить во время гастролей Латвийской национальной оперы... >>
В Доме фотографии открылась выставка Льва Бородулина Утомленный долгим выставочным сезоном, Московский Дом фотографии открыл последнюю (так объявлено) выставку сезона. До осени весь первый этаж отдан экспозиции работ Льва Бородулина: живого классика, последнего из могикан советской фотографии, замечательного репортера, фронтовика. В течение пятнадцати лет -- фотокорреспондента «Огонька», а следующие тридцать -- известного израильского фотографа... >>
В Перми станцевали «Мастера и Маргариту» Двадцать девять сцен в первом акте, восемнадцать во втором, и все это за два часа с небольшим -- «Мастер и Маргарита» в пермском балете, сделанном на музыку Шостаковича, Баха, Питера Габриэля и цитирующем еще десяток сочинений, бежит по знакомому тексту, подпрыгивая и тараторя. Отлично придуманные сцены сменяются скучноватыми; хореограф (Давид Авдыш, завершающий свой первый сезон в роли главного балетмейстера пермского театра) то выдаст картинку, роману вовсе чужую, но ему почти равную, то займется пересказом на уровне школьного сочинения. Так и бросает спектакль то в жар, то в холод... >>
«Средство Макропулоса» Леоша Яначека впервые поставили в России Почти восемьдесят лет назад Леош Яначек превратил в оперу свеженаписанную пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Опера сохранила структуру драматургической основы, она почти целиком состоит из диалогов и требует от певцов профессиональной актерской техники -- в «Средстве Макропулоса» физически невозможно «стоять и петь». Неудивительно, что взгляд Геннадия Рождественского в поисках подходящего для Яначека театра остановился на «Геликоне»... >>
Светлана Создателева играла Эмилию Марти на предпремьерном показе, на премьере пела Наталья Загоринская. Третья исполнительница -- Алиса >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|