N°115
27 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  27.06.2003
Оперный детектив
«Средство Макропулоса» Леоша Яначека впервые поставили в России

версия для печати
Почти восемьдесят лет назад Леош Яначек превратил в оперу свеженаписанную пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Опера сохранила структуру драматургической основы, она почти целиком состоит из диалогов и требует от певцов профессиональной актерской техники -- в «Средстве Макропулоса» физически невозможно «стоять и петь». Неудивительно, что взгляд Геннадия Рождественского в поисках подходящего для Яначека театра остановился на «Геликоне».

Спектакль Дмитрия Бертмана не только о том, сколько должна длиться человеческая жизнь и почему так ужасно прожить 300 лет. Скорее о том, как ушедшие эпохи продолжают жить в нашем времени, так до конца и не перейдя в историю. Точка отсчета -- 1920-е годы, когда родились произведения Чапека и Яначека. Эпоха любовно восстановлена художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой во всех подробностях, от костюмов до телефонного аппарата. Главное же чудо -- это Наталья Загоринская в роли великой певицы Эмилии Марти. Ощущение, будто на сцене Вера Холодная, воскресшая, чтобы сыграть роль женщины-вамп. Все в игре Загоринской (пластика, жесты, взгляды, интонации голоса) оттуда, из 1920-х -- ни одного стилистического промаха! Преувеличенные жесты и эффектные позы немого кино кажутся у нее абсолютно естественными.

На первый план выходит детективная интрига. Непонятно, откуда Марти известны тайны потерянных завещаний и незаконных детей. Грегор (Владимир Болотин), простодушно настроившийся на любовные приключения, вдруг видит перед собой дуло револьвера... Наконец чаемый конверт в руках помолодевшей на глазах Эмилии (из таких же обгоревших конвертов с сургучной печатью публика «Геликона» вынимает программки спектакля). Героиня извлекает из него рецепт элексира доктора Иеронимуса Макропулоса, благодаря которому она прожила триста лет, а теперь хочет повторить все сначала, хотя за три века в ее душе умерло все, кроме ненависти к коллегам по сцене и панического страха смерти.

В финале языки пламени бегут по декорации, склеенной из бесчисленных листков бумаги. Горит рецепт Макропулоса, призраки минувших веков рассеиваются, кошмар бессмертия подходит к концу. В эти минуты оркестр, повинуясь дирижерской палочке Геннадия Рождественского, творит чудеса, и его роскошное, экстатическое звучание сливается с последним монологом Марти -- Загоринской.

С первых минут спектакля оркестр претендует на роль главного героя. Его насыщенное звучание не всегда соразмерно тесному залу «Геликон-Оперы», и певцам приходится нелегко. Тем более что они имеют дело с непростым и, из-за обилия согласных, неудобным для пения чешским текстом, понимать который помогают русские субтитры. «Геликон» никогда не был славен крепкими «стенобитными» голосами. И все же маэстро удается каким-то чудом достичь баланса, и голоса Натальи Загоринской, окончательно перешедшего в баритоны Сергея Яковлева (барон Прус) и, против ожидания, молодого тенора Владимира Болотина (Грегор) выдерживают конкуренцию с оркестром.

В спектакле Бертмана у Марти есть двойник -- начинающая певица Кристина, старательно копирующая костюм, повадки и мизансцены звезды. В последние секунды оперы она жадно вчитывается в рецепт Макропулоса, пытаясь его запомнить. Может быть, Кристина все еще живет среди нас и тоже стала великой певицей?
Анна БУЛЫЧЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.06.2003
От Матиаса Лангхофа надо ждать новостей
Генуэзскую постановку «Ревизора», если рассматривать ее как самодостаточный театральный продукт, можно хвалить всерьез, но без восторга. Четырехчасовой спектакль Матиаса Лангхофа подтянут и соразмерен, он не кажется слишком длинным -- как не кажется перезрелой женщина сорока лет, сохранившая фигуру и одетая со вкусом. Он выстроен со вниманием к естественным потребностям актера, что не слишком характерно для постановщиков германской выточки, и с уважением к традиционному театру, что по нынешним временам в заслугу не вменяют. Действительно, Лангхофа превозносят за то, что он «смущает и разделяет», «завораживает и соблазняет», «делает выбор в пользу бунтовщиков и маргиналов» и т.д. (см. фестивальный буклет), причем с очень характерной интонацией... >>
  • //  27.06.2003
На сцену Большого придут знаменитые театральные режиссеры
Вчера в Большом театре России прошла пресс-конференция, посвященная планам на будущий сезон. Открыть его планируют 4 сентября «Хованщиной» с участием Ларисы Дядьковой. Первой премьерой станет «Макбет» Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса; спектакль 8 октября будет показан на Новой сцене -- это совместный проект с фестивалем «Флорентийский музыкальный май» и «Театро массимо» (Палермо). За дирижерский пульт встанет Марчелло Панни, более известный как композитор. 13 декабря на Новой же сцене пройдет премьера балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Раду Поклитару, работающего в содружестве с режиссером Декланом Доннелланом (постановка Лавровского также сохранится в репертуаре Большого). Дирижировать спектаклем будет Гинтарас Ринкявичюс, которого в конце мая москвичи могли оценить во время гастролей Латвийской национальной оперы... >>
  • //  27.06.2003
В Доме фотографии открылась выставка Льва Бородулина
Утомленный долгим выставочным сезоном, Московский Дом фотографии открыл последнюю (так объявлено) выставку сезона. До осени весь первый этаж отдан экспозиции работ Льва Бородулина: живого классика, последнего из могикан советской фотографии, замечательного репортера, фронтовика. В течение пятнадцати лет -- фотокорреспондента «Огонька», а следующие тридцать -- известного израильского фотографа... >>
  • //  27.06.2003
В Перми станцевали «Мастера и Маргариту»
Двадцать девять сцен в первом акте, восемнадцать во втором, и все это за два часа с небольшим -- «Мастер и Маргарита» в пермском балете, сделанном на музыку Шостаковича, Баха, Питера Габриэля и цитирующем еще десяток сочинений, бежит по знакомому тексту, подпрыгивая и тараторя. Отлично придуманные сцены сменяются скучноватыми; хореограф (Давид Авдыш, завершающий свой первый сезон в роли главного балетмейстера пермского театра) то выдаст картинку, роману вовсе чужую, но ему почти равную, то займется пересказом на уровне школьного сочинения. Так и бросает спектакль то в жар, то в холод... >>
  • //  27.06.2003
«Средство Макропулоса» Леоша Яначека впервые поставили в России
Почти восемьдесят лет назад Леош Яначек превратил в оперу свеженаписанную пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Опера сохранила структуру драматургической основы, она почти целиком состоит из диалогов и требует от певцов профессиональной актерской техники -- в «Средстве Макропулоса» физически невозможно «стоять и петь». Неудивительно, что взгляд Геннадия Рождественского в поисках подходящего для Яначека театра остановился на «Геликоне»... >>
  • //  27.06.2003
Светлана Создателева играла Эмилию Марти на предпремьерном показе, на премьере пела Наталья Загоринская. Третья исполнительница -- Алиса >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика