N°115 27 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Оперный детектив «Средство Макропулоса» Леоша Яначека впервые поставили в России
Почти восемьдесят лет назад Леош Яначек превратил в оперу свеженаписанную пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Опера сохранила структуру драматургической основы, она почти целиком состоит из диалогов и требует от певцов профессиональной актерской техники -- в «Средстве Макропулоса» физически невозможно «стоять и петь». Неудивительно, что взгляд Геннадия Рождественского в поисках подходящего для Яначека театра остановился на «Геликоне».
Спектакль Дмитрия Бертмана не только о том, сколько должна длиться человеческая жизнь и почему так ужасно прожить 300 лет. Скорее о том, как ушедшие эпохи продолжают жить в нашем времени, так до конца и не перейдя в историю. Точка отсчета -- 1920-е годы, когда родились произведения Чапека и Яначека. Эпоха любовно восстановлена художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой во всех подробностях, от костюмов до телефонного аппарата. Главное же чудо -- это Наталья Загоринская в роли великой певицы Эмилии Марти. Ощущение, будто на сцене Вера Холодная, воскресшая, чтобы сыграть роль женщины-вамп. Все в игре Загоринской (пластика, жесты, взгляды, интонации голоса) оттуда, из 1920-х -- ни одного стилистического промаха! Преувеличенные жесты и эффектные позы немого кино кажутся у нее абсолютно естественными. На первый план выходит детективная интрига. Непонятно, откуда Марти известны тайны потерянных завещаний и незаконных детей. Грегор (Владимир Болотин), простодушно настроившийся на любовные приключения, вдруг видит перед собой дуло револьвера... Наконец чаемый конверт в руках помолодевшей на глазах Эмилии (из таких же обгоревших конвертов с сургучной печатью публика «Геликона» вынимает программки спектакля). Героиня извлекает из него рецепт элексира доктора Иеронимуса Макропулоса, благодаря которому она прожила триста лет, а теперь хочет повторить все сначала, хотя за три века в ее душе умерло все, кроме ненависти к коллегам по сцене и панического страха смерти. В финале языки пламени бегут по декорации, склеенной из бесчисленных листков бумаги. Горит рецепт Макропулоса, призраки минувших веков рассеиваются, кошмар бессмертия подходит к концу. В эти минуты оркестр, повинуясь дирижерской палочке Геннадия Рождественского, творит чудеса, и его роскошное, экстатическое звучание сливается с последним монологом Марти -- Загоринской. С первых минут спектакля оркестр претендует на роль главного героя. Его насыщенное звучание не всегда соразмерно тесному залу «Геликон-Оперы», и певцам приходится нелегко. Тем более что они имеют дело с непростым и, из-за обилия согласных, неудобным для пения чешским текстом, понимать который помогают русские субтитры. «Геликон» никогда не был славен крепкими «стенобитными» голосами. И все же маэстро удается каким-то чудом достичь баланса, и голоса Натальи Загоринской, окончательно перешедшего в баритоны Сергея Яковлева (барон Прус) и, против ожидания, молодого тенора Владимира Болотина (Грегор) выдерживают конкуренцию с оркестром. В спектакле Бертмана у Марти есть двойник -- начинающая певица Кристина, старательно копирующая костюм, повадки и мизансцены звезды. В последние секунды оперы она жадно вчитывается в рецепт Макропулоса, пытаясь его запомнить. Может быть, Кристина все еще живет среди нас и тоже стала великой певицей?
От Матиаса Лангхофа надо ждать новостей Генуэзскую постановку «Ревизора», если рассматривать ее как самодостаточный театральный продукт, можно хвалить всерьез, но без восторга. Четырехчасовой спектакль Матиаса Лангхофа подтянут и соразмерен, он не кажется слишком длинным -- как не кажется перезрелой женщина сорока лет, сохранившая фигуру и одетая со вкусом. Он выстроен со вниманием к естественным потребностям актера, что не слишком характерно для постановщиков германской выточки, и с уважением к традиционному театру, что по нынешним временам в заслугу не вменяют. Действительно, Лангхофа превозносят за то, что он «смущает и разделяет», «завораживает и соблазняет», «делает выбор в пользу бунтовщиков и маргиналов» и т.д. (см. фестивальный буклет), причем с очень характерной интонацией... >>
На сцену Большого придут знаменитые театральные режиссеры Вчера в Большом театре России прошла пресс-конференция, посвященная планам на будущий сезон. Открыть его планируют 4 сентября «Хованщиной» с участием Ларисы Дядьковой. Первой премьерой станет «Макбет» Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса; спектакль 8 октября будет показан на Новой сцене -- это совместный проект с фестивалем «Флорентийский музыкальный май» и «Театро массимо» (Палермо). За дирижерский пульт встанет Марчелло Панни, более известный как композитор. 13 декабря на Новой же сцене пройдет премьера балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Раду Поклитару, работающего в содружестве с режиссером Декланом Доннелланом (постановка Лавровского также сохранится в репертуаре Большого). Дирижировать спектаклем будет Гинтарас Ринкявичюс, которого в конце мая москвичи могли оценить во время гастролей Латвийской национальной оперы... >>
В Доме фотографии открылась выставка Льва Бородулина Утомленный долгим выставочным сезоном, Московский Дом фотографии открыл последнюю (так объявлено) выставку сезона. До осени весь первый этаж отдан экспозиции работ Льва Бородулина: живого классика, последнего из могикан советской фотографии, замечательного репортера, фронтовика. В течение пятнадцати лет -- фотокорреспондента «Огонька», а следующие тридцать -- известного израильского фотографа... >>
В Перми станцевали «Мастера и Маргариту» Двадцать девять сцен в первом акте, восемнадцать во втором, и все это за два часа с небольшим -- «Мастер и Маргарита» в пермском балете, сделанном на музыку Шостаковича, Баха, Питера Габриэля и цитирующем еще десяток сочинений, бежит по знакомому тексту, подпрыгивая и тараторя. Отлично придуманные сцены сменяются скучноватыми; хореограф (Давид Авдыш, завершающий свой первый сезон в роли главного балетмейстера пермского театра) то выдаст картинку, роману вовсе чужую, но ему почти равную, то займется пересказом на уровне школьного сочинения. Так и бросает спектакль то в жар, то в холод... >>
«Средство Макропулоса» Леоша Яначека впервые поставили в России Почти восемьдесят лет назад Леош Яначек превратил в оперу свеженаписанную пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Опера сохранила структуру драматургической основы, она почти целиком состоит из диалогов и требует от певцов профессиональной актерской техники -- в «Средстве Макропулоса» физически невозможно «стоять и петь». Неудивительно, что взгляд Геннадия Рождественского в поисках подходящего для Яначека театра остановился на «Геликоне»... >>
Светлана Создателева играла Эмилию Марти на предпремьерном показе, на премьере пела Наталья Загоринская. Третья исполнительница -- Алиса >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|