N°106
16 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  16.06.2003
Реальное кино
«Кинотавр» близится к концу

версия для печати
Как и предполагалось, вторая половина российского конкурса несколько подправила впечатление от первой: появились фильмы, о которых можно разговаривать всерьез. Наиболее ожидаемой, судя по количеству публики в зале, оказалась новая картина Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». В этом фильме -- самый звездный на нынешнем «Кинотавре» состав актеров: Виктор Сухоруков в роли императора Павла, Олег Янковский -- граф Пален, Оксана Мысина -- императрица Мария Федоровна. Кроме того, бюджет более двух с половиной миллионов долларов, специально сшитые костюмы, прекрасный оператор Сергей Астахов, интерьеры дворцов Петербурга, а главное, фильм совсем свежий, его почти никто не видел. Как следует из названия, суть картины сводится к сочувствию убитому императору. Сухоруков играет Павла трогательным, наивным, простодушным ребенком, желающим добра, но не умеющим справиться с обстоятельствами. Он беззащитен перед умным циником Паленом, который вертит государем как хочет, однако и сам, в свою очередь, становится жертвой нового императора, Александра (Алексей Барабаш): власть, по мнению авторов фильма, всегда слишком соблазнительна и враждебна человеку. Для многих блестящий актерский дуэт Сухорукова и Янковского оказался достаточным основанием, чтобы признать картину состоявшейся. Другие же упрекали авторов в упрощении исторических обстоятельств, в сведении серьезного периода русской истории к мелодраматической коллизии, а режиссуру признавали вялой и лишенной драматического напряжения.

Самые горячие споры вызвал дебют Геннадия Сидорова «Старухи». Этот режиссер придумал историю о том, как в глухую костромскую деревню, где живут одни старухи и давно отключено электричество, приезжает на постоянное жительство семья таджиков. Старух Сидоров решил снять настоящих -- так в фильме появились замечательные документальные кадры, представившие органичных, естественных, ярких людей, рядом с которыми условными силуэтами обозначены другие персонажи, топорно сыгранные профессиональными актерами (исключение -- сам Сидоров в роли разухабистого майора с расположенного по соседству с деревней полигона). Самое интересное в фильме -- уходящая натура деревенской жизни, с подлинными монологами героинь, с их патриархально-наивным представлением о человеческих отношениях. Очевидно, что написанный заранее сценарий, столкнувшись с реальностью, дал течь. Надо признать: новичок-режиссер это почувствовал, поменял финал, выбросил ряд сцен... Однако Сидоров не сумел до конца «переварить» материал, освоить его и осмыслить. Потому фильм производит двойственное впечатление, хотя фестивальная публика принимала его горячо и сочувственно, а заявления режиссера об угрозе со стороны «инородцев», о том, что «с юга идет нашествие» на русскую деревню, прозвучавшие на пресс-конференции, для большинства оказались неожиданными.

Впрочем, фильм «Старухи» тем не менее можно назвать открытием фестиваля. Прежде всего потому, что в нем сделана редкая попытка вглядеться в реальную жизнь, и разговор о нем требует подробного продолжения.

Очень ждали новый фильм ученика Алексея Германа Алексея Мурадова -- прошлогоднего призера конкурса «Дебют». Мурадовская «Правда о щелпах» -- это длинная (более двух часов) картина, названная «сердитой комедией». В ней рассказана история про то, как трех старых друзей сводит вместе странная шутка их давнего приятеля; разозлившись, они начинают свою одиссею по родному городу, встречая знакомых, напиваясь, попадая в сомнительные истории. Досидеть до конца удалось немногим. Сказалась и досадная накладка со звуком -- из-за технических проблем с трансляцией половину текста не удалось разобрать даже самим авторам. Но те истинные ценители авторского кино, что преодолели первоначальное недоумение, были постепенно втянуты в ауру фильма и вышли из-за зала с уверенностью, что увидели по-настоящему хорошее кино. Актеры в фильме заняты неизвестные, но замечательные, Мурадов нашел их в провинциальных театрах и открыл для кинематографа имена Камиля Тукаева, Алексея Шлямина и Леонида Окунева (последний, правда, снимался у Владимира Хотиненко, но тогда замечен не был). Окунева хочется отметить особо -- такой органичной, народной фактуры на экране всегда недостает, а в сочетании с тонким профессионализмом это и вообще большая редкость.

Фильм Александра Сокурова «Отец и сын», показанный вне конкурса, в целом фестивальной публикой был принят плохо. Часть публики покинула зал уже в самом начале, не смирившись со стилистикой картины, со странными репликами героев, с подчеркнуто не бытовыми, не ясными отношениями. Другие же, в том числе и те, кого принято называть простыми зрителями, восприняли фильм с большим чувством. Как почти всегда бывает с фильмами Сокурова, его поклонники не в состоянии объяснить противникам, в чем для них магия творчества этого режиссера, но ощущают ее на чувственном уровне, не только восхищаясь безусловным мастерством режиссера, но и попадая под гипноз его мировидения, проникающего в их души, минуя сознание.

Впереди еще три конкурсных фильма: «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Бабуся» Лидии Бобровой, «Марш славянки» Натальи Пьянковой.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.06.2003
В театре кабуки декорацию меняют за три минуты
Пьесе, что привез на Чеховский фестиваль театр «Тикамацу-дза» (он дает спектакли в горьковском МХАТе до завтрашнего дня, а затем отправляется в Петербург) ровно триста лет. В 1703-м Тикамацу Мондзаэмон сочинил историю о двойном самоубийстве в лесу Сонэдзаки: помощник купца влюблялся в юную куртизанку, из-за предавшего его должника был опорочен в глазах всего города и на лоне природы приканчивал согласную на то девушку, а затем и себя. Во второй половине ХХ века, с восточными ветрами, что подули в европейской литературе и театре, сочинитель этой душещипательной истории получил бродячую наклейку «японского Шекспира»... >>
  • //  16.06.2003
Паата Бурчуладзе отметил в Большом театре 25-летие творческой работы
Из всех юбилейных торжеств, за последнее время случавшихся в Москве, концерт, приуроченный к 25-летию творческой деятельности Пааты Бурчуладзе, выглядел самым нестандартным и живым. Отсутствовали дежурные речи «поздравлянтов». На сцену не выносились в неимоверных количествах дары, а юбиляра не обвешивали со всех сторон орденами. Более того, пением Бурчуладзе отнюдь не исчерпывалось содержание вечера -- грузинский чудо-бас отмежевался от бенефиса, пригласив двух именитых коллег, Марию Гулегину и Ренато Брузона, а заодно воздав должное и принимающей стороне -- солистам Большого театра. Программа вопреки канонам не напоминала традиционное ассорти популярных арий -- Бурчуладзе и Александр Ведерников предпочли по одному действию из трех вердиевских опер -- «Силы судьбы», «Аттилы» и «Набукко»... >>
  • //  16.06.2003
«Кинотавр» близится к концу
Как и предполагалось, вторая половина российского конкурса несколько подправила впечатление от первой: появились фильмы, о которых можно разговаривать всерьез. Наиболее ожидаемой, судя по количеству публики в зале, оказалась новая картина Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». В этом фильме -- самый звездный на нынешнем «Кинотавре» состав актеров: Виктор Сухоруков в роли императора Павла, Олег Янковский -- граф Пален, Оксана Мысина -- императрица Мария Федоровна. Кроме того, бюджет более двух с половиной миллионов долларов, специально сшитые костюмы, прекрасный оператор Сергей Астахов, интерьеры дворцов Петербурга, а главное, фильм совсем свежий, его почти никто не видел... >>
  • //  16.06.2003
«Телефонная будка» на экранах Москвы
Имя: Джоэл Шумахер. Профессия: режиссер-постановщик. Фильмы: «Бэтмен навсегда», «С меня хватит!», «Время убивать», «8 мм», «Без изъяна», «Тайгерленд»... Призвание: спекулянт. Рецепт: мелко покрошить актуальную тему, до которых так падки американцы (дорожные пробки, педофилия, подпольная порноиндустрия, расовые проблемы, инвалиды и трансвеститы), и сыпануть пряных специй, чтобы отбить запах тухлятины. Добавить жесткости, крови и пуританского морализаторства. Завернуть гайки, чтобы зрители забыли о сомнительном содержании и сюжетных несуразностях. А потом продать втридорога... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика