|
|
N°106, 16 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реальное кино
«Кинотавр» близится к концу
Как и предполагалось, вторая половина российского конкурса несколько подправила впечатление от первой: появились фильмы, о которых можно разговаривать всерьез. Наиболее ожидаемой, судя по количеству публики в зале, оказалась новая картина Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». В этом фильме -- самый звездный на нынешнем «Кинотавре» состав актеров: Виктор Сухоруков в роли императора Павла, Олег Янковский -- граф Пален, Оксана Мысина -- императрица Мария Федоровна. Кроме того, бюджет более двух с половиной миллионов долларов, специально сшитые костюмы, прекрасный оператор Сергей Астахов, интерьеры дворцов Петербурга, а главное, фильм совсем свежий, его почти никто не видел. Как следует из названия, суть картины сводится к сочувствию убитому императору. Сухоруков играет Павла трогательным, наивным, простодушным ребенком, желающим добра, но не умеющим справиться с обстоятельствами. Он беззащитен перед умным циником Паленом, который вертит государем как хочет, однако и сам, в свою очередь, становится жертвой нового императора, Александра (Алексей Барабаш): власть, по мнению авторов фильма, всегда слишком соблазнительна и враждебна человеку. Для многих блестящий актерский дуэт Сухорукова и Янковского оказался достаточным основанием, чтобы признать картину состоявшейся. Другие же упрекали авторов в упрощении исторических обстоятельств, в сведении серьезного периода русской истории к мелодраматической коллизии, а режиссуру признавали вялой и лишенной драматического напряжения.
Самые горячие споры вызвал дебют Геннадия Сидорова «Старухи». Этот режиссер придумал историю о том, как в глухую костромскую деревню, где живут одни старухи и давно отключено электричество, приезжает на постоянное жительство семья таджиков. Старух Сидоров решил снять настоящих -- так в фильме появились замечательные документальные кадры, представившие органичных, естественных, ярких людей, рядом с которыми условными силуэтами обозначены другие персонажи, топорно сыгранные профессиональными актерами (исключение -- сам Сидоров в роли разухабистого майора с расположенного по соседству с деревней полигона). Самое интересное в фильме -- уходящая натура деревенской жизни, с подлинными монологами героинь, с их патриархально-наивным представлением о человеческих отношениях. Очевидно, что написанный заранее сценарий, столкнувшись с реальностью, дал течь. Надо признать: новичок-режиссер это почувствовал, поменял финал, выбросил ряд сцен... Однако Сидоров не сумел до конца «переварить» материал, освоить его и осмыслить. Потому фильм производит двойственное впечатление, хотя фестивальная публика принимала его горячо и сочувственно, а заявления режиссера об угрозе со стороны «инородцев», о том, что «с юга идет нашествие» на русскую деревню, прозвучавшие на пресс-конференции, для большинства оказались неожиданными.
Впрочем, фильм «Старухи» тем не менее можно назвать открытием фестиваля. Прежде всего потому, что в нем сделана редкая попытка вглядеться в реальную жизнь, и разговор о нем требует подробного продолжения.
Очень ждали новый фильм ученика Алексея Германа Алексея Мурадова -- прошлогоднего призера конкурса «Дебют». Мурадовская «Правда о щелпах» -- это длинная (более двух часов) картина, названная «сердитой комедией». В ней рассказана история про то, как трех старых друзей сводит вместе странная шутка их давнего приятеля; разозлившись, они начинают свою одиссею по родному городу, встречая знакомых, напиваясь, попадая в сомнительные истории. Досидеть до конца удалось немногим. Сказалась и досадная накладка со звуком -- из-за технических проблем с трансляцией половину текста не удалось разобрать даже самим авторам. Но те истинные ценители авторского кино, что преодолели первоначальное недоумение, были постепенно втянуты в ауру фильма и вышли из-за зала с уверенностью, что увидели по-настоящему хорошее кино. Актеры в фильме заняты неизвестные, но замечательные, Мурадов нашел их в провинциальных театрах и открыл для кинематографа имена Камиля Тукаева, Алексея Шлямина и Леонида Окунева (последний, правда, снимался у Владимира Хотиненко, но тогда замечен не был). Окунева хочется отметить особо -- такой органичной, народной фактуры на экране всегда недостает, а в сочетании с тонким профессионализмом это и вообще большая редкость.
Фильм Александра Сокурова «Отец и сын», показанный вне конкурса, в целом фестивальной публикой был принят плохо. Часть публики покинула зал уже в самом начале, не смирившись со стилистикой картины, со странными репликами героев, с подчеркнуто не бытовыми, не ясными отношениями. Другие же, в том числе и те, кого принято называть простыми зрителями, восприняли фильм с большим чувством. Как почти всегда бывает с фильмами Сокурова, его поклонники не в состоянии объяснить противникам, в чем для них магия творчества этого режиссера, но ощущают ее на чувственном уровне, не только восхищаясь безусловным мастерством режиссера, но и попадая под гипноз его мировидения, проникающего в их души, минуя сознание.
Впереди еще три конкурсных фильма: «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Бабуся» Лидии Бобровой, «Марш славянки» Натальи Пьянковой.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи