N°1
09 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  09.01.2003
Призрак ваххабизма
версия для печати
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал. Если быть точным, мне и тогда было что-то известно о каком-то мусульманском учении, которое в XVIII веке в Саудовской Аравии основал некий Мухаммад ибн Абдуль-Вахаб (имя «ваххабизм» учение получило, стало быть, не от своего основателя, а от его отца, ведь «ибн Абдуль-Вахаб» означает «сын Абдуль-Вахаба»). Но о том, что мусульмане, называющие себя ваххабитами, есть и в России, узнал я тогда впервые.

Прошло восемь лет, и людей, не слышавших о ваххабитах, на просторах СНГ, наверное, почти не осталось. Слово «ваххабизм» неизменно звучит в связи с терактами, захватами заложников и прочими трагедиями, которыми мы насытились в последние годы. Из высокогорного села, в котором жила моя случайная дагестанская попутчица, ваххабитов удалили односельчане, не разделявшие их учения. А из располагающихся километрах в ста оттуда сел Карамахи и Чабанимахи ваххабитов «удаляли» уже с помощью танков и армейской авиации. Я не знаю, как сложилась судьба той дагестанки, но уверен, что теперь она наверняка не рискнула бы заявлять незнакомому человеку: «Я из ваххабитов». Такое признание вряд ли вообще от кого-либо можно сегодня услышать. Получается, «бесспорных» ваххабитов никто не видел, но слово «ваххабизм» все равно знают все.

Почему так стремительно пришел к нам этот новый «изм»? Правда ли, что наш ваххабизм -- тот же, что в Саудовской Аравии? Правда ли, что исламский экстремизм в России связан именно с этим учением? Почему среди последователей ваххабизма оказывались люди с вполне обычной, «советской» биографией, а иногда и люди, достигшие на мирском поприще немалых высот? Верна ли точка зрения, что «педалирование» ваххабитской темы в СМИ было кому-то выгодно, и если да, то кому? Надежные ответы на эти вопросы когда-нибудь дадут историки. Пока российский ваххабизм -- тема слишком «горячая», чтобы о ней беспристрастно судили специалисты. Публикуемые ниже материалы -- только попытка представить это непростое явление в тех ракурсах, в которых оно предстает перед нашим читателем сравнительно редко.
Константин КАЗЕНИН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.01.2003
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал... >>
  • //  09.01.2003
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году. После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа... >>
  • //  09.01.2003
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм... >>
  • //  09.01.2003
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить... >>
  • //  09.01.2003
«Неофициальный» ислам в России
Сегодня под ваххабизмом на Северном Кавказе обычно понимают весь спектр «неофициального» ислама, то есть ислама, неподконтрольного духовным управлениям мусульман, которые, в свою очередь, в большинстве регионов тесно сотрудничают со светскими властями. Интересно, что «неофициальный» ислам присутствовал на Кавказе и в течение всего времени существования СССР. Однако это был как раз тот ислам, которому сейчас противостоят ваххабиты... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика