N°1
09 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  09.01.2003
Неуловимый Аюб
версия для печати
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм. Последний же зародился в Кванаде где-то в 1993--1994 году. Это привело к настоящему расколу в селе. Примерно половина кванадинцев, большей частью молодежь, дружно отпустили бороды, а своих жен заставили носить паранжду. Они отказались посещать сельскую мечеть и собирались в собственном молитвенном доме. Ваххабиты активно пользовались литературой, изданной в Саудовской Аравии, однако никаких зарубежных проповедников непосредственно в их общине не появлялось. Их лидером считается некий Аюб, которого часто упоминают как основателя наиболее радикального крыла ваххабизма в России.

Биографических сведений об Аюбе довольно мало. Как рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» житель села Кванада, учившийся с Аюбом в одном классе, на самом деле зовут этого человека Ангута Омаров, имя Аюб он взял себе потом (непонятно, в чем именно ваххабитский лидер увидел свою связь с многострадальным библейским Иовом, который и назван Аюбом в Коране). По окончании начальной школы он уехал с родителями из села и жил в Астрахани. Исламскими идеями увлекся еще в 80-х, но кто именно был его духовным наставником -- неизвестно. В начале 90-х Аюбу предлагали вступить в формировавшуюся в Дагестане Исламскую демократическую партию, но он это предложение гневно отверг, сказав, что демократия -- это «ширк» (так в исламе называют ересь). Аюб не переехал в родное село на постоянное жительство, а «курировал» свою общину из Астрахани. На родину он приезжал в основном для того, чтобы вести публичные диспуты с местным муллой, возглавлявшим «традиционалистов». Аюб их резко критиковал за то, что они следуют обычаям, не указанным в Коране. Например, празднуют день рождения пророка Мухаммада, чтят мусульманских святых, поклонение которым основано главным образом на народных преданиях, но никак не на букве Священной Книги.

К 1996 году противостояние ваххабитов и традиционных мусульман в Кванаде переросло в настоящую «разборку». Противники ваххабитов уже собрались снести их молельный дом с помощью бульдозера, но, не желая ждать такого развития событий, последователи Аюба спешно перебрались к своему «патрону» в Астрахань. Однако конфликт продолжался и там. В Астрахани живет довольно много выходцев из Кванады, не исповедующих ваххабизм. На глазах у изумленной астраханской милиции кванадинские сторонники и противники ваххабизма выясняли отношения с применением огнестрельного оружия и гранат. Обошлось без погибших, но раненых было немало. В результате к 2000 году «аюбовцы» вынуждены были покинуть и Астрахань. По некоторым данным, его последователи пытались создать небольшие ваххабитские общины в Мордовии и Пензенской области. Но где сейчас находится сам Аюб -- неизвестно. Его ищут как правоохранительные органы, так и односельчане.
Константин КАЗЕНИН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.01.2003
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал... >>
  • //  09.01.2003
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году. После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа... >>
  • //  09.01.2003
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм... >>
  • //  09.01.2003
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить... >>
  • //  09.01.2003
«Неофициальный» ислам в России
Сегодня под ваххабизмом на Северном Кавказе обычно понимают весь спектр «неофициального» ислама, то есть ислама, неподконтрольного духовным управлениям мусульман, которые, в свою очередь, в большинстве регионов тесно сотрудничают со светскими властями. Интересно, что «неофициальный» ислам присутствовал на Кавказе и в течение всего времени существования СССР. Однако это был как раз тот ислам, которому сейчас противостоят ваххабиты... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика