N°1
09 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  09.01.2003
Классический ваххабизм вполне респектабелен
версия для печати
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Сами себя они называют сторонниками салафии, то есть возврата к истокам или основам ислама. Фундаменталисты отрицают все исторические напластования традиционного ислама, накопившиеся в течение его более чем тысячелетнего развития. Особенно негативно сторонники салафии относятся к суфизму. По их мнению, наличие шейха (духовного наставника) в качестве посредника между Богом и человеком, обязательное для суфистов, противоречит фундаментальным основам мусульманской веры.

В самом слове «ваххабизм», на мой взгляд, ничего обидного и презрительного нет. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить. То, что труды основателя классического ваххабизма, саудовца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, российскими «ваххабитами» оцениваются высоко, это очевидно. Неслучайно в 1997 году в Баку ими был издан перевод его «Книги единобожия». Характерно, что на обложке издания он указан как Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, и только в кратком слове об авторе, предваряющем книгу, можно узнать его «полузапретное» ныне в странах бывшего СССР полное имя.

Среди современных мусульманских авторов, особенно ценящихся российскими «ваххабитами», отмечу известного пакистанского мыслителя Абу аль-Аля Маудуди. Приведу одно из его характерных высказываний: «Ни человек, ни клан, ни класс, ни группа, ни даже народ в целом не имеют оснований претендовать на обладание суверенитетом. Аллах -- единственный суверен, все остальные -- его подданные». Примерно то же самое говорил мне в июле 1997 года в Кизилюрте лидер дагестанских «ваххабитов» Багаутдин Магомедов, когда я спросил его, что он думает по поводу дагестанских властей, которые отказывались регистрировать «ваххабитские» мечети и общины (джамааты). Багаутдин отвечал, что для него это не имеет принципиального значения: «Мы уже зарегистрированы Аллахом. Мы не хотим брать власть в свои руки, мы хотим, чтобы власть была в руках Аллаха».

К другим популярным среди российских «ваххабитов» мыслителей относятся основатель движения «Братьев-мусульман» в Египте Хасан аль-Банна и его преемник Сейнд Кутб, главные свои труды написавший в тюрьме, где он практически постоянно сидел при режиме Гамаля Абд-аль-Насера. Сейнд Кутб сформулировал концепцию о том, что правящие режимы большинства мусульманских стран возвращаются в состояние «джахилийи», то есть невежества, существовавшего до принятия ислама. Он призывал к реисламизации мусульманского мира.

На мой взгляд, приведенные примеры показывают, что так называемые ваххабиты в России опираются на различные, не всегда совпадающие источники. Среди российских «ваххабитов» есть и радикалы, и умеренные, диалог с которыми не только возможен, но и необходим. Лидер последних, дагестанский врач Ахмад-кади Ахтаев, даже развивал концепцию, согласно которой ислам и православие в российской цивилизации взаимно дополняют друг друга.
Михаил РОЩИН, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.01.2003
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал... >>
  • //  09.01.2003
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году. После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа... >>
  • //  09.01.2003
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм... >>
  • //  09.01.2003
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить... >>
  • //  09.01.2003
«Неофициальный» ислам в России
Сегодня под ваххабизмом на Северном Кавказе обычно понимают весь спектр «неофициального» ислама, то есть ислама, неподконтрольного духовным управлениям мусульман, которые, в свою очередь, в большинстве регионов тесно сотрудничают со светскими властями. Интересно, что «неофициальный» ислам присутствовал на Кавказе и в течение всего времени существования СССР. Однако это был как раз тот ислам, которому сейчас противостоят ваххабиты... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика