N°1
09 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  09.01.2003
Карачаевские технологии
версия для печати
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Предполагаемый «координатор» московских взрывов Ачимез Гочияев также карачаевец. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году (сейчас большинство членов «Джамаата» осуждено на длительные сроки тюремного заключения). После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа.

Объективно сравнительно сильные позиции ваххабизма у карачаевцев во многом объясняются тем, что у них достаточно слаб традиционный ислам и проповедники ваххабизма не встречают такого противовеса, как, например, в Дагестане. Однако секретарь совета общественной безопасности Карачаево-Черкесии Борис Батчаев в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» высказал мнение, что антиваххабитские мероприятия в республике несвободны от перегибов: «Ваххабиты у нас действительно есть, и среди них немало преступников. Так и надо бороться с этими конкретными преступниками. У нас же в России ваххабит и преступник, исповедующий ваххабизм, зачастую отождествляются, что противоречит Конституции, гарантирующей свободу вероисповедания. МВД недавно составило список ваххабитов в нашей республике, так в него среди прочих попал замглавы одного из РУВД. Надо хотя бы объяснить, откуда такие данные, иначе в достоверности этих списков приходится сомневаться. К чему приводит истерика в таких делах, уже видно: посмотрите, как работают последнее время наши правохранительные органы -- вместо планомерного, скрупулезного труда по борьбе с преступностью сплошные «вихри-антитерроры», бесплодные спецоперации с малым КПД. Создается впечатление, что кто-то хочет разыграть ваххабитскую карту с целью столкнуть ислам и православие, мусульман и христиан. О том, к чему может привести религиозный раскол, я стал всерьез задумываться, когда американцы появились у нас за хребтом, в Грузии. У них ведь уже есть опыт с «югославским сценарием», который легче всего запустить в условиях межэтнических и религиозных конфликтов».

Батчаев считает, что разговоры о карачаевском ваххабизме еще активнее пойдут в этом году, поскольку в сентябре в Карачаево-Черкесии должны состояться очередные президентские выборы. Нынешний президент республики генерал Владимир Семенов собирается вновь выставить на них свою кандидатуру. Семенов наполовину карачаевец, и на прошлых выборах его поддерживали в первую очередь карачаевские активисты, многие из которых остались в его команде и сейчас. Если эти прогнозы Батчаева оправдаются, можно будет констатировать, что ваххабизм в России приобрел еще одно лицо -- предвыборное.
Константин КАЗЕНИН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.01.2003
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал... >>
  • //  09.01.2003
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году. После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа... >>
  • //  09.01.2003
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм... >>
  • //  09.01.2003
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить... >>
  • //  09.01.2003
«Неофициальный» ислам в России
Сегодня под ваххабизмом на Северном Кавказе обычно понимают весь спектр «неофициального» ислама, то есть ислама, неподконтрольного духовным управлениям мусульман, которые, в свою очередь, в большинстве регионов тесно сотрудничают со светскими властями. Интересно, что «неофициальный» ислам присутствовал на Кавказе и в течение всего времени существования СССР. Однако это был как раз тот ислам, которому сейчас противостоят ваххабиты... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика