N°1 09 января 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Карачаевские технологии
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Предполагаемый «координатор» московских взрывов Ачимез Гочияев также карачаевец. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году (сейчас большинство членов «Джамаата» осуждено на длительные сроки тюремного заключения). После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа.
Объективно сравнительно сильные позиции ваххабизма у карачаевцев во многом объясняются тем, что у них достаточно слаб традиционный ислам и проповедники ваххабизма не встречают такого противовеса, как, например, в Дагестане. Однако секретарь совета общественной безопасности Карачаево-Черкесии Борис Батчаев в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» высказал мнение, что антиваххабитские мероприятия в республике несвободны от перегибов: «Ваххабиты у нас действительно есть, и среди них немало преступников. Так и надо бороться с этими конкретными преступниками. У нас же в России ваххабит и преступник, исповедующий ваххабизм, зачастую отождествляются, что противоречит Конституции, гарантирующей свободу вероисповедания. МВД недавно составило список ваххабитов в нашей республике, так в него среди прочих попал замглавы одного из РУВД. Надо хотя бы объяснить, откуда такие данные, иначе в достоверности этих списков приходится сомневаться. К чему приводит истерика в таких делах, уже видно: посмотрите, как работают последнее время наши правохранительные органы -- вместо планомерного, скрупулезного труда по борьбе с преступностью сплошные «вихри-антитерроры», бесплодные спецоперации с малым КПД. Создается впечатление, что кто-то хочет разыграть ваххабитскую карту с целью столкнуть ислам и православие, мусульман и христиан. О том, к чему может привести религиозный раскол, я стал всерьез задумываться, когда американцы появились у нас за хребтом, в Грузии. У них ведь уже есть опыт с «югославским сценарием», который легче всего запустить в условиях межэтнических и религиозных конфликтов». Батчаев считает, что разговоры о карачаевском ваххабизме еще активнее пойдут в этом году, поскольку в сентябре в Карачаево-Черкесии должны состояться очередные президентские выборы. Нынешний президент республики генерал Владимир Семенов собирается вновь выставить на них свою кандидатуру. Семенов наполовину карачаевец, и на прошлых выборах его поддерживали в первую очередь карачаевские активисты, многие из которых остались в его команде и сейчас. Если эти прогнозы Батчаева оправдаются, можно будет констатировать, что ваххабизм в России приобрел еще одно лицо -- предвыборное.
«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», -- сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал... >>
Всем известно, что среди обвиняемых во взрывах домов в Москве и в Волгодонске есть несколько деятелей ваххабитского подполья карачаевской национальности. Карачаевским был и костяк ваххабитской организации «Джамаат», которая пыталась захватить власть на Западном Кавказе -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- в 2000 году. После этого неудивительно, что в СМИ карачаевцев часто рисуют «самой ваххабитской нацией» -- несмотря на то, что число лиц, замеченных в связях с ваххабитскими организациями, в любом случае исчисляется десятыми долями процента карачаевского народа... >>
В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм... >>
Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским «ваххабизмом», еще предстоит выяснить... >>
«Неофициальный» ислам в России Сегодня под ваххабизмом на Северном Кавказе обычно понимают весь спектр «неофициального» ислама, то есть ислама, неподконтрольного духовным управлениям мусульман, которые, в свою очередь, в большинстве регионов тесно сотрудничают со светскими властями. Интересно, что «неофициальный» ислам присутствовал на Кавказе и в течение всего времени существования СССР. Однако это был как раз тот ислам, которому сейчас противостоят ваххабиты... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|