N°93
28 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.05.2002
Красота без кавычек
Неоакадемизм: от стратегии к моде

версия для печати
Зеркала непременно присутствуют в обстановке любого модного бутика. Зеркала эти бывают двух видов. Одни украшают интерьер, придавая особую заманчивую недоступность вещам, проступающим из глубины элегантного зазеркалья. Но в эти зеркала мы почти никогда не вглядываемся. Более того, публичные зеркала, видящие тебя раньше, чем ты увидел их, вызывают подозрение. Настоящий нарциссизм требует интимности. Подлинные зеркала, в которых мы придирчиво изучаем свой облик, -- те, что спрятаны за занавесками примерочных кабин.

На открывшейся в бутике «Джеймс» (James) выставке «Нарцисс», посвященной выходу второго номера одноименного журнала, зеркал, естественно, было в избытке. Монументальные, в массивных золоченых рамах, они висели плотно друг к другу. Никто из посетителей не имел ни малейшего шанса избежать встречи со своим отражением. Столь же монументальным был и сам журнал «Нарцисс» -- черно-белое издание такого огромного формата, что счастливые обладатели полиграфического раритета не могли поместить его ни в одну сумку и разгуливали по выставке как живые стенды прославляемого шедевра.

«Нарцисс» -- детище Александра Якута, художника и галериста, уже давно ведущего в московском арт-пространстве этакое полупризрачное существование. Одноразовые концептуальные проекты. Галерея, спорадически открывающаяся в разных экзотических местах, чтобы вскоре вновь кануть в небытие. «Нарцисс» -- очередное воплощение занимающей Якута красоты, той, что требует к себе предельно серьезного отношения и не терпит никаких кавычек.

На страницах журнала и на стенах бутика «Джеймс» красота была представлена исключительно черно-белыми фотографиями -- помпезными и глянцево-ностальгическими. Ведь, как написал в одной из статей отец-основатель «нового академизма» Тимур Новиков, именно фотография сегодня оказывается «Ноевым ковчегом прекрасного».

«Нарцисс» заявляет тему своего второго номера как «Новое русское барокко». Впрочем, ничего особо нового в представленных на выставке фотографиях не было. Напротив, в этих вариациях на темы экзотической имперскости, псевдодекаданса, тоталитаризма и от-кутюр была почти ностальгическая старомодность, отсылающая к концу 80-х -- началу 90-х. Логотип «Шанель Эгоист» на фоне литых затылков и белых портупей неопознаваемой армии в работе Натальи Жерновской. Знамена платиновой парчи Алексея Беляева-Гинтовта. Перезрелое великолепие барочных статуй и дворцов в «Гаване» Александра Якута. Кариатиды и капители на снимках Григория Гурьянова. Эстетски размытые кадры из хрестоматийно гламурной «Красавицы и чудовища» Кокто, переснятые, судя по всему, с видео.

В снимки, как и в собственные навязчивые зеркальные отражения, совсем не хотелось всматриваться. Как и зеркала в золоченых рамах, они вовсе не предполагали интимной нарциссической пристальности взгляда. По ним можно было просто скользить взглядом, не надеясь и не опасаясь застать эту красоту врасплох. Красота нового якутовского проекта сейчас кажется почти умиротворенно банальной. Достаточно лишь беглого взгляда, чтобы убедиться, что она по-прежнему присутствует где-то рядом, что Якут по-прежнему Якут, а неоакадемизм по-прежнему неоакадемизм. Тем более что теперь, после смерти своего основателя Тимура Новикова, неоакадемизм перестает быть стратегией Contemporary Art, но становится всего лишь модным стилем. У Новикова тотальная серьезность неоакадемизма была, возможно, лишь высшей иронией. Модное же редко иронизирует над самим собой. В отличие от Нарцисса оно не всматривается в себя, но всего лишь показывает себя другим.
Ирина КУЛИК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.05.2002
В Канне наградили много хороших фильмов и один посредственный
«Мир, который отражает кино, пребывает сейчас в смятении, но само кино, похоже, переживает расцвет» -- с этих слов начал председатель жюри 55-го Каннского кинофестиваля Дэвид Линч воскресную церемонию награждения. С последним утверждением трудно не согласиться: в этом году в Каннах подобралась сильная и интересная программа, а четыре фильма -- «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, «Сын» братьев Дарденн, «Сладкие шестнадцать лет» Кена Лоуча и «Божественное вмешательство» Элии Сулеймана -- обязательно останутся в истории кино. Конкуренция была равной, и предугадать результаты было сложно. Слава богу, хорошие фильмы не остались без наград, но карты спутала «Золотая пальмовая ветвь», отданная Роману Полянскому за «Пианиста», картину о еврейском музыканте, который чудом избежал гибели в оккупированной Варшаве. Именно из-за этого решения список призов производит впечатление не во всем логичного компромисса... >>
  • //  28.05.2002
В воскресенье в Петербурге хоронили художника Тимура Новикова
В честь Дня города и приезда американского президента над городом разогнали тучи, похоронная процессия постоянно пересекалась с народными гуляньями, над ней парили воздушные шарики и взлетали фейерверки. Тимур Новиков был не только и не просто художником. В 44 года умер один из могикан «поколения дворников и сторожей», центральная фигура тогда еще неофициальной культуры Ленинграда, лидер петербургского неоакадемизма. Он работал с «Поп-механикой» Сергея Курехина, оформлял концерты «Кино» Виктора Цоя, был отмечен первой «Никой» за оформление фильма «Асса», изобретал теории, организовывал выставки, изучал запрещенный русский авангард, а когда авангард разрешили, начал спасать классические традиции в отечественном искусстве. Его собственное творчество было только частью мифа, шаманского культа красоты, в котором причудливо соединялись идеалы минувших эпох, археологическая холодность и обольстительность классики, брутальная мощь тоталитарного искусства, современная саркастичность, аристократический питерский сепаратизм, анархический бунт и рыночная стратегия, эпатирующая шизоидность и точный расчет... >>
  • //  28.05.2002
Вивальди, Мендельсон и мировые звезды в пустом зале
Московская академическая публика до крайности нелюбопытна. Ни фото звезды на афише, ни меню из Россини, Вивальди, Мендельсона и всего-то двух неизвестных в Москве современных авторов, ни имя дирижера Саулюса Сондецкиса, которое еще в 80-е ассоциировалось с лучшими традициями местного академизма, не заставили публику наведаться в БЗК. Она штурмует залы с дежурными фаворитами и упорно сторонится неизвестности: вроде знаменитой (но не здесь) шотландки Ивлин Гленни, обладательницы «Грэмми», партнерши лучших оркестров мира (от Нью-Йоркских филармоников до «Лондон Симфониетты») и крупнейших дирижеров (от сэра Георга Шолти до Лючано Берио). Первой перкуссионистки (исполнительницы на ударных инструментах), сумевшей дать стучащему, звенящему инструментарию сольную жизнь... >>
  • //  28.05.2002
Неоакадемизм: от стратегии к моде
Зеркала непременно присутствуют в обстановке любого модного бутика. Зеркала эти бывают двух видов. Одни украшают интерьер, придавая особую заманчивую недоступность вещам, проступающим из глубины элегантного зазеркалья. Но в эти зеркала мы почти никогда не вглядываемся. Более того, публичные зеркала, видящие тебя раньше, чем ты увидел их, вызывают подозрение. Настоящий нарциссизм требует интимности. Подлинные зеркала, в которых мы придирчиво изучаем свой облик, -- те, что спрятаны за занавесками примерочных кабин... >>
  • //  28.05.2002
Издательство «Время» выпустило «Поденные записи» Давида Самойлова
«Опять начинаю вести дневник. Наверное, скоро брошу. Черт дери! Вчера испытал чувство какой-то мучительной скуки. Хотел писать. Ничего не получилось. Ходил к Жорке. Его нет дома. Хотел пойти в кино, но ввиду плохой погоды отложил и пошел спать». Самое интересное в записи четырнадцатилетнего паренька (8 декабря 1934) -- слово «опять». Получается, что отрок вел дневник и раньше. Что же до намерения «бросить», то оно так и осталось намерением. В последний раз Давид Самойлов открыл свой дневник 19 февраля 1990 года. Жить поэту оставалось четыре дня. До семидесятилетия (оказавшегося посмертным) было три месяца с малым... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика