N°93
28 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.05.2002
Победа поэта
Издательство «Время» выпустило «Поденные записи» Давида Самойлова

версия для печати
«Опять начинаю вести дневник. Наверное, скоро брошу. Черт дери! Вчера испытал чувство какой-то мучительной скуки. Хотел писать. Ничего не получилось. Ходил к Жорке. Его нет дома. Хотел пойти в кино, но ввиду плохой погоды отложил и пошел спать». Самое интересное в записи четырнадцатилетнего паренька (8 декабря 1934) -- слово «опять». Получается, что отрок вел дневник и раньше. Что же до намерения «бросить», то оно так и осталось намерением. В последний раз Давид Самойлов открыл свой дневник 19 февраля 1990 года. Жить поэту оставалось четыре дня. До семидесятилетия (оказавшегося посмертным) было три месяца с малым. Он записал: «Заходил Крячко. Вечером ужинал Захарченя. Неодолимая тоска...» «Текст» получился зарифмованным, хотя меж двумя «поденными записями» уместились пять с лишком десятилетий -- становление поэта, Великая война, неторный путь в литературу, любимые женщины, дети, слава, мнимый покой последних лет, когда столь многим Самойлов виделся -- вопреки его прямым поэтическим высказываниям -- счастливым и просветленным веселым мудрецом. Не сказать, что «образ» этот «не соответствовал действительности». Но и прекрасно понимая, сколь далека детская «мучительная скука» от «неодолимой тоски» много пережившего человека, на «смысловую рифму» никак рукой не махнешь.

Более того, первая запись кажется то ли предчувствием будущей судьбы, то ли ее конспектом. Здесь есть самойловская экстравертность, его всегдашняя жажда общения и «рассеяния», а рядом с этим -- раздражение на собственную суетность, стремление уйти в себя. Есть обреченность «письменному делу» -- и мука от обмана своевольничающего вдохновения. Есть власть рефлексии, вновь и вновь тянущей к дневнику, -- и желание оторваться от изматывающих самонаблюдений. Эту пульсацию противоборствующих чувств и помыслов читатели «Поденных записей» найдут едва ли не на каждой странице. Здесь зерно личности и, кажется, ключ к поэзии и судьбе Давида Самойлова.

Самойлов не только большим умом, но и сердцем понимал, что такое «сила времени». Далеко не всегда ей подчиняясь (часто испытывая отвращение от зловещих гримас истории, иногда дистанцируясь от современности, а иногда избирая стратегию конфликтного противостояния), поэт всегда учитывал «исторический вектор». С годами он не просто менялся, но и ясно отдавал в том себе отчет. Но -- странное дело -- сохранял неповторимую и легко распознаваемую стать. Может быть, как раз потому, что с отроческих лет привык осмысливать собственные «противоречия». И в нужный момент о них забывать.

«Поденные записи» Самойлова -- глубокая и точная хроника бытия подсоветской интеллигенции. И не только потому, что она «насыщена фактами». Самойлов словно притягивал к себе самые разнородные интеллектуально-духовные веяния, ему были внятны (разумеется, до некоего предела) весьма несхожие «правды», он умел отдать должное «чужому» и не кичился «своим» (исключая те высшие нормы, что и не могут почитаться чьим-то личным достоянием) -- потому его «свидетельские показания» оказываются своего рода «зеркалом» российского просвещенного сословия второй половины ХХ века, а эволюция поэта много говорит об общем движении нашей культуры. Все так, но «контекстный» и толерантный, по-протеевски артистичный и захваченный историей Самойлов то и дело прорывает контур «предложенных обстоятельств», обнаруживая отчетливо резкую индивидуальность. Судьба и личность, вроде бы историей вычеканенные, негромко, но убедительно отстаивают свое «первенство». «Славная хроника» «вдруг» превращается в интеллектуально-исповедальный роман. Поражающий органической цельностью, «пригнанностью» далеко друг от друга отстоящих мотивов и эпизодов, поэтической мощью. Самойлов не так уж много пишет о своих стихах (о поденке переводов и инсценировок, официальных «мероприятиях» и дружеских посиделках, прочитанных книгах и исторических событиях -- куда больше) -- мы все время слышим голос поэта. И соответствующие стихи приходят на память сами собой. Это победа. Победа поэта. Безоговорочная.

Впрочем, одну оговорку все же сделать необходимо. Самойлова никак не назовешь подзабытым автором. В последние годы вышло несколько его представительных сборников (в том числе «Мне выпало все...», М., «Время», 2000), переиздавалась и проза (кстати, мемуары Самойлова выросли непосредственно из «поденных записей»), тщанием вдовы и сына поэта появлялись новые публикации, не прекращали работу исследователи (здесь должно упомянуть комментатора «Поденных записей» Виктора Тумаркина)... Все вроде бы «как должно». Но прочитав дневниковый двухтомник, с особой остротой чувствуешь: как худо, что до сих пор у нас нет полного, выверенного, датированного и (мечтать -- так мечтать!) комментированного свода самойловских стихов.

Пора бы.
Андрей НЕМЗЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.05.2002
В Канне наградили много хороших фильмов и один посредственный
«Мир, который отражает кино, пребывает сейчас в смятении, но само кино, похоже, переживает расцвет» -- с этих слов начал председатель жюри 55-го Каннского кинофестиваля Дэвид Линч воскресную церемонию награждения. С последним утверждением трудно не согласиться: в этом году в Каннах подобралась сильная и интересная программа, а четыре фильма -- «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, «Сын» братьев Дарденн, «Сладкие шестнадцать лет» Кена Лоуча и «Божественное вмешательство» Элии Сулеймана -- обязательно останутся в истории кино. Конкуренция была равной, и предугадать результаты было сложно. Слава богу, хорошие фильмы не остались без наград, но карты спутала «Золотая пальмовая ветвь», отданная Роману Полянскому за «Пианиста», картину о еврейском музыканте, который чудом избежал гибели в оккупированной Варшаве. Именно из-за этого решения список призов производит впечатление не во всем логичного компромисса... >>
  • //  28.05.2002
В воскресенье в Петербурге хоронили художника Тимура Новикова
В честь Дня города и приезда американского президента над городом разогнали тучи, похоронная процессия постоянно пересекалась с народными гуляньями, над ней парили воздушные шарики и взлетали фейерверки. Тимур Новиков был не только и не просто художником. В 44 года умер один из могикан «поколения дворников и сторожей», центральная фигура тогда еще неофициальной культуры Ленинграда, лидер петербургского неоакадемизма. Он работал с «Поп-механикой» Сергея Курехина, оформлял концерты «Кино» Виктора Цоя, был отмечен первой «Никой» за оформление фильма «Асса», изобретал теории, организовывал выставки, изучал запрещенный русский авангард, а когда авангард разрешили, начал спасать классические традиции в отечественном искусстве. Его собственное творчество было только частью мифа, шаманского культа красоты, в котором причудливо соединялись идеалы минувших эпох, археологическая холодность и обольстительность классики, брутальная мощь тоталитарного искусства, современная саркастичность, аристократический питерский сепаратизм, анархический бунт и рыночная стратегия, эпатирующая шизоидность и точный расчет... >>
  • //  28.05.2002
Вивальди, Мендельсон и мировые звезды в пустом зале
Московская академическая публика до крайности нелюбопытна. Ни фото звезды на афише, ни меню из Россини, Вивальди, Мендельсона и всего-то двух неизвестных в Москве современных авторов, ни имя дирижера Саулюса Сондецкиса, которое еще в 80-е ассоциировалось с лучшими традициями местного академизма, не заставили публику наведаться в БЗК. Она штурмует залы с дежурными фаворитами и упорно сторонится неизвестности: вроде знаменитой (но не здесь) шотландки Ивлин Гленни, обладательницы «Грэмми», партнерши лучших оркестров мира (от Нью-Йоркских филармоников до «Лондон Симфониетты») и крупнейших дирижеров (от сэра Георга Шолти до Лючано Берио). Первой перкуссионистки (исполнительницы на ударных инструментах), сумевшей дать стучащему, звенящему инструментарию сольную жизнь... >>
  • //  28.05.2002
Неоакадемизм: от стратегии к моде
Зеркала непременно присутствуют в обстановке любого модного бутика. Зеркала эти бывают двух видов. Одни украшают интерьер, придавая особую заманчивую недоступность вещам, проступающим из глубины элегантного зазеркалья. Но в эти зеркала мы почти никогда не вглядываемся. Более того, публичные зеркала, видящие тебя раньше, чем ты увидел их, вызывают подозрение. Настоящий нарциссизм требует интимности. Подлинные зеркала, в которых мы придирчиво изучаем свой облик, -- те, что спрятаны за занавесками примерочных кабин... >>
  • //  28.05.2002
Издательство «Время» выпустило «Поденные записи» Давида Самойлова
«Опять начинаю вести дневник. Наверное, скоро брошу. Черт дери! Вчера испытал чувство какой-то мучительной скуки. Хотел писать. Ничего не получилось. Ходил к Жорке. Его нет дома. Хотел пойти в кино, но ввиду плохой погоды отложил и пошел спать». Самое интересное в записи четырнадцатилетнего паренька (8 декабря 1934) -- слово «опять». Получается, что отрок вел дневник и раньше. Что же до намерения «бросить», то оно так и осталось намерением. В последний раз Давид Самойлов открыл свой дневник 19 февраля 1990 года. Жить поэту оставалось четыре дня. До семидесятилетия (оказавшегося посмертным) было три месяца с малым... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика