N°45
15 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  15.03.2002
Салон Салоныч
Постсоветские союзы художников симулируют активную жизнь

версия для печати
Открывающийся сегодня в ЦДХ Московский международный художественный салон приурочен к десятилетию образования СНГ. Международная конфедерация союзов художников была создана одновременно с Содружеством. И цели у нее были схожие: не дать погибнуть налаженным социокультурным связям и контактам. Двойной юбилей оказался печальным. Спустя десять лет очевидно: и большой СНГ, и маленькая Конфедерация союзов художников -- конструкции декоративные, реальные процессы (политический и художественный) проходят, минуя их.

На обещанное вашему корреспонденту интервью председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин привел еще трех человек: арт-директора Салона Валерия Кузьмина, куратора профессора Виктора Мартынова, действительного члена Академии художеств Узбекистана Акбара Хакимова. Все выглядело очень представительно и парадно. Но интервью не получилось. Как в старые добрые времена, на прямо поставленные вопросы («Чем салон отличается от того же Арт-Манежа? Какую нишу занимает в современном художественном процессе?») ответы давались экивоками. Масут Фаткулин поздравил всех с гигантскими успехами по сохранению постсоветского культурного пространства. Акбар Хакимов рассказал о важности традиционного метода художественного образования. Виктор Мартынов процитировал Брюсова: «Есть тонкие властительные связи меж контуром и запахом цветка». Потом сказал, что салон иллюстрирует идею соционики, транспарентности, является моделью мультипричинных следствий. Было еще что-то об интеллигибельном представлении, рецитации и полиэкранных информационных структурах, отменивших проблему индивидуальной маэстрии. Подобная словесная орнаментика -- абсолютный вербальный аналог тому, что представлено в залах. Много рецитаций, а смысл ускользает. О качестве виденного вообще лучше помолчим.

Во времена Дени Дидро «салон» был синонимом «актуального искусства». В них (парижских академических салонах) и на них («Салонах» -- сборниках критических эссе самого Дидро) воспитывался идеальный зритель. Просвещенный, с безупречным вкусом. Сегодня «салоном» клеймят слюняво-розовую халтуру типа «Босх-Дали-Шемякин-Шилов».

Ей постоянно торгуют все прописанные в ЦДХ галереи, а также не допущенные в оный храм искусств уличные художники с Крымской набережной. На протяжении пяти лет в марте постсоветские союзы художников пытаются состряпать идеального «Салон Салоныча». Так, чтобы для ЦДХ был своим в доску, но реноме в обществе имел бы салона эпохи Дидро. Вот идем по юбилейной выставке. На одной стене -- сиреневые закаты и собачки с кошечками, на другой -- отличный неоакадемизм Ольги Тобрелутс: иллюстрации к Ибсену, смикшированные в виде компьютерного мультфильма из шедевров классического искусства. Рядом -- прилетевшие с холстов арбатских самоучек рыбы с крыльями. Затем -- достойно украсившая бы любую галерею формата L или XL инсталляция Марины Герцовской «Иероглифы на небе». Смотрим другие некоммерческие проекты. «Музей XX века» журнала «Огонек» ироничен. Собран по принципу: картиной можешь ты не быть, но артефактом быть обязан. Экспонаты этого музея -- парадные фотографии любимых вещей недавнего прошлого -- от бутылки портвейна «Агдам» до значка ГТО. Проект Третьяковки «Соцреализм вчера и сегодня» безнадежно серьезен. Авторы проекта (среди них профессор Виктор Мартынов) преисполнены пафоса вернуть живописи 30--50-х годов высокую эстетическую и общечеловеческую ценности.

Получившийся коктейль неприятен тем, что всякая хорошая кураторская идея, занесенная на территорию «Салон Салоныча», непременно отражается в кривом зеркале. Становится пародией на самое себя. Ничего не поделать: МОСХ -- это судьба.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.03.2002
В кинотеатре «Пушкинский» прошла премьера фильма Алексея Балабанова «Война»
Потому боевик Балабанова, оставаясь в пределах жанра и сохраняя его драйв, все-таки может претендовать на статус настоящего мейнстримного кино, а Иван -- на роль нового героя, что -- в войне обретает он счастье свое. Поскольку без войны и враг размыт, и добро сомнительно смахивает на свою противоположность. И мужское достоинство измеряется какими-то невнятными поступками, к которым и не подберешь яркого кинематографического решения. Например, напарник Ивана -- англичанин, понятно, Джон. Он вроде и ничего: девушку любит, имущества не пожалел, денег на выкуп собрал, жизнью рискует. Но вот все кончилось, и он книгу написал «Моя жизнь в России», кино, оказывается, снимал, вызывая изумление Ивана (у него бабу вот-вот убьют, а он -- кино). В общем, умеет жить и на «гражданке». Не то чтобы это было плохо, а не «по-нашему»... >>
  • //  15.03.2002
Диана Вишнева расколдовала Манюэля Легри
В английском балете, поставленном на французский сюжет и два сезона назад перенесенном на русскую сцену, появился в главной роли французский танцовщик, возведенный в ранг этуали «Гранд-опера» танцовщиком некогда российским. Манюэль Легри, мгновенный старт карьеры которого двадцать лет назад был определен Рудольфом Нуриевым, в среду станцевал кавалера де Грие в спектакле Кеннета Макмиллана на Мариинском фестивале. Диана Вишнева стала его Манон, и эта впервые работавшая вместе на сцене пара разыграла классическую историю, дружно позабыв про планы хореографа... >>
  • //  15.03.2002
Постсоветские союзы художников симулируют активную жизнь
Открывающийся сегодня в ЦДХ Московский международный художественный салон приурочен к десятилетию образования СНГ. Международная конфедерация союзов художников была создана одновременно с Содружеством. И цели у нее были схожие: не дать погибнуть налаженным социокультурным связям и контактам. Двойной юбилей оказался печальным. Спустя десять лет очевидно: и большой СНГ, и маленькая Конфедерация союзов художников -- конструкции декоративные, реальные процессы (политический и художественный) проходят, минуя их... >>
  • //  15.03.2002
Последнее время все чаще слышу упреки: прежде, мол, театральные критики не били художника наотмашь, а пытались вникнуть в замысел, дать дельный совет, указать на ошибки. Нынешние же -- как взбесились. Никакой чуткости. Люди, бывает, несколько месяцев репетируют, столько нервов переводят, сил тратят. Хотят, чтобы получилось как лучше. А критику все нипочем. Пришел, обгадил со всех сторон и рад... >>
  • //  15.03.2002
Москве покажут семейный мюзикл о милом вампире
13 марта в клубе «XIII» (место и дата отнюдь не случайны) российско-словацкая творческая команда знакомила журналистов с новым музыкальным проектом -- мюзиклом «Дракула». Сегодня в концертном зале «Академический» состоится премьерный показ спектакля, после чего продюсеры планируют дать серию из пятидесяти ежедневных (кроме понедельника) представлений. Затем «Дракула» отправится в Санкт-Петербург, а вслед за северной столицей спектакль должны увидеть жители других российских городов... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика