N°173 20 сентября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
На фоне катастрофы В прокат выходит фильм о геноциде армян
Режиссер «Арарата», канадец Атом Эгоян, и его жена Арсине Ханджян, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, -- настоящие умницы. Когда они страстно и увлеченно говорят о своем фильме, когда робко выражают надежду на то, что «Арарат» покажут на фестивале в Стамбуле и диалог между двумя странами о геноциде наконец начнется, когда употребляют важные и точные выражения вроде «кризис репрезентации истории» или «недостижимость прошлого», не любить их невозможно. Когда же смотришь сам фильм, невозможно не маяться в тоске.
Да, «Арарат» -- это умное, интеллигентное, мастерски сделанное кино, едва ли не первый после «Майрига» Анри Вернея киноопыт обращения к катастрофе, пережитой армянским народом в 1915 году. Но фильм Эгояна попадает в ловушку, уготовленную абсолютному большинству картин на Тему с самой что ни на есть большой буквы -- будь то Геноцид, Холокост, Война. Сам материал настолько неподъемен, величественен и масштабен, что на его фоне любые попытки режиссера и сценариста втиснуть в прямоугольник экрана свое восприятие трагедии неизбежно выглядят неуклюже и мелко. Тема нависает над автором, как историософские главы «Войны и мира» над ленивым и нелюбопытным школьником. Эгоян не настолько наивен, чтобы этого не понимать. Он упорно буравит давящий на него монолит -- прокладывает в нем ходы индивидуальных историй. Истории таковы: Аршил Горки, художник-экспрессионист армянского происхождения, пишет портрет своей матери; женщина-искусствовед читает лекции об этом портрете, пытаясь забыть свое собственное прошлое; девушка задумывается об исчезновении своего отца; юноша утверждает, что везет на родину коробки с непроявленной пленкой, но у пожилого таможенника возникает повод для подозрений; режиссер Эдуард Сароян (его сыграл патриарх армянской диаспоры, великий певец Шарль Азнавур) снимает фильм о геноциде армян, чтобы дать своему народу возможность увидеть то, что произошло в городе Ван почти столетие назад... Именно это последняя сюжетная линия является для Эгояна ключевой. На Московском кинофестивале он очень долго, подробно и красиво рассказывал о том, какую роль играют вставные сцены резни, поданные как фрагменты сарояновской картины. О том, как важно ему было подчеркнуть проблематичность лобового подхода к изображению истории, намекнуть на китчевый характер фильма в фильме и в то же время все-таки показать на экране образ мучений своего народа, у которого не осталось прямых свидетелей и свидетельств геноцида. Но вот именно эту двойственность, так хорошо и гладко выраженную на словах, и отторгает кинематограф, самое современное и архаичное из искусств. Если на экране китч -- зритель видит китч, если трагедия -- трагедию. Совместить их не получится, если только не предварять каждый сеанс «Арарата» небольшой лекцией обаятельного Эгояна.
В прокат выходит фильм о геноциде армян Режиссер «Арарата», канадец Атом Эгоян, и его жена Арсине Ханджян, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, - настоящие умницы. Когда они страстно и увлеченно говорят о своем фильме, когда робко выражают надежду на то, что «Арарат» покажут на фестивале в Стамбуле и диалог между двумя странами о геноциде наконец начнется, когда употребляют важные и точные выражения вроде «кризис репрезентации истории» или «недостижимость прошлого», не любить их невозможно. Когда же смотришь сам фильм, невозможно не маяться в тоске... >>
В минувшие выходные по телевизору показали первые выпуски программы «Стань звездой». Цель программы -- найти талантливых людей и обучить их премудростям ремесла эстрадного артиста, чтобы в конечном итоге создать успешную поп-группу. Каждый этап отбора-посвящения-обучения будет демонстрироваться в эфире. Таким образом мы получим возможность наблюдать процесс создания «звезды» в режиме «реального шоу»... >>
К нам снова едет Nazareth Заботясь о точности, надо было бы сказать не «снова едет», а «возвращается» -- столько гастрольных поездок по России не совершает никто из иностранцев. Даже Scorpions. Это закономерно, ведь шотландская группа Nazareth словно сделана для российского меломана, которому на душу ложатся медленно-тяжелые, но мелодичные риффы, ухающий бас, плотный рисунок барабанов, создающие атмосферу эдакого балдежного кумара. Ну и, конечно же, «зведная» фишка -- мощный фальцет Дэна Маккаферти... >>
В ГМИИ демонстрируются работы Вольдемара Матвейса Вольдемар Матвейс (он же Матвей, он же Владимир Марков), теоретик русского авангарда и исследователь искусства первобытных народов, родился в 1877 году в Риге в латышской семье и до самой своей смерти (май 1914) учился в петербургской Академии художеств. Матвейса помнили после революции и даже издали в 1919 году его книгу «Искусство негров», затем упоминали иногда как одного из основателей и активных деятелей «Союза молодежи» (раннего объединения русского авангарда, в который входили почти все его будущие титаны -- Владимир Татлин, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова...). Стараниями искусствоведа Ирены Бужинска, куратора Государственного художественного музея Латвии в позднесоветские времена, в Риге начали организовывать чтения Матвейса, постепенно восстанавливая, реконструируя его многочисленные и сложные связи с деятелями русского авангарда. Выставка в Пушкинском музее -- немного запоздалое, но очень своевременное продолжение этого процесса. Публикация писем и текстов (изданные в прошлом веке давно стали библиографической редкостью и большой ценностью) соответствует новому периоду изучения модернизма -- восстановление лакун, скрупулезное исследование деталей, связей, влияний... >>
Высоцкий стал персонажем мюзикла В лондонском театре Kings Head прошла премьера спектакля Let Us Fly («Полетим!»), поставленного американскими режиссерами Мони и Миной Яким по мотивам книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Тема понятна: жизнь и песни Владимира Высоцкого... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|