N°146
14 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  14.08.2002
Море мифов и немного психологии
В Эдинбурге стартовал ежегодный фестиваль искусств

версия для печати
Международный фестиваль искусств в Эдинбурге открылся в воскресенье и продлится до самого конца августа. В отличие от проходящего параллельно популярного «фринджа», наводняющего улицы старинного шотландского города экспериментальными жанрами и спонтанными формами, основной фестиваль выглядит строже и на первый взгляд даже менее красочно. Между тем его масштабная программа, как обычно, состоит из впечатляющего разнообразия жанров (от классической музыки, оперы и драматического театра до современного балета или классического индийского танца), а также из внушительного перечня крупных художественных событий.

Среди них -- две оперы ХХ века с идентичными названиями и непохожим музыкальным взглядом на мифологический сюжет: «Царь Эдип» Игоря Стравинского и изумительный «Эдип» полузабытого парижанина румынского происхождения Джордже Энеску -- протеже румынской королевы и любимого ученика французского композитора Габриэля Форе. Первая версия мифа будет представлена в сценическом варианте, вторая -- в концертном. Причем «Эдип» Энеску, премьера которого состоялась в Париже в 1936 году и наделала много шуму (впрочем, в основном среди интеллектуальной публики), прозвучит в Великобритании впервые.

В центре нынешней эдинбургской программы -- одна из самых эстетически и символически затейливых, огромных и сложных для исполнителей и постановщиков вагнеровских опер, его последняя мистерия «Парсифаль». Версия, которая трижды за этот месяц будет показана в Эдинбурге, -- это совместная продукция Эдинбургского и Зальцбургского фестивалей. В главных партиях заняты любимцы европейских меломанов Томас Мозер и Виолетта Урмана. Но может статься, что в числе главных героев пятичасового с лишним представления окажутся не только блестящие вокалисты, но и постановщики. Знаменитый режиссер Петер Штайн умеет превращать пышную статуарную мифологию в темные лабиринты психологизма. А другой столп постановочной команды, не менее звездный дирижер Клаудио Аббадо, который участвует в «Парсифале» не один, а вместе со своими подопечными из Молодежного оркестра Густава Малера, напротив, может выкроить из нервных музыкально-психологических материй могучую фреску едва ли не мифологических размеров. При таком сбалансированном ансамбле режиссуры и дирижерской манеры, мифологизма и психологизма все идет к тому, что эдинбургский «Парсифаль» окажется примером образцового Большого стиля в современной европейской опере.

Российская публика наверняка помнит гастроли Молодежного оркестра Густава Малера и его темпераментного дирижера в Санкт Петербурге в начале 90-х. В Эдинбурге этот отнюдь не юношеской выправки коллектив сыграет не только Вагнера, но и симфонический концерт с изысканной программой (Барток, Дебюсси, Равель) и еще более изысканной солисткой -- пианисткой Мартой Аргерих. Другие звездные имена музыкальной программы Эдинбургского фестиваля звучат для меломанских ушей не менее сладостно -- пианист Альфред Брендель, скрипач Кристиан Тетцлаф, Лос-Анджелесский филармонический оркестр (за дирижерским пультом -- Эса-Пекка Салонен), Камерный оркестр Европы с Андрашем Шиффом за роялем и за пультом, Шотландский симфонический оркестр BBC (дирижер -- Дэвид Джонс, в программе среди прочего музыка американского академического минималиста Джона Адамса), пианистка Елизавета Леонская. И единственный российский участник фестиваля -- Большой симфонический оркестр им. Чайковского с Владимиром Федосеевым.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.08.2002
Музей личных коллекций мечет бисер перед московской публикой
В Музее личных коллекций ГМИИ (Волхонка, 14) вчера открылась выставка «Эпоха бисера». Основу ее составила коллекция знаменитых московских собирателей вышивки. Эта коллекция стала частью семейной родословной. Начало собранию положила бабушка Мария Юрова, пополнение продолжило среднее поколение -- сын профессор Сергей Юров и его жена преподаватель иностранных языков Вера Миримова, сейчас благим делом занята внучка Елена Сергеевна Юрова и ее супруг Владимир Васильев, оба кандидаты технических наук. В общем, история этой коллекции очень московская и очень уютная, подстать самим украшенным бусинами древностям. В кабинетцах времен Николая I перешептывались друг с другом герои андерсеновских сказок: чехольчики для мелков, корзина для зонтиков, щеточки для стряхивания мела с сукна, коробки для карт, табачные кисеты, бисерные чубуки. Смотришь на все это мелочное изобилие, и душа млеет, и хочется прилечь на диванчик в стиле Jacob и чтобы под боком была подушечка с мопсами, шитыми шерстью по канве, а в руках роман какой-нибудь славный, г-на Загоскина например. Благолепие... >>
  • //  14.08.2002
В Москве появился новый театр -- «Корона русского балета»
Создали новый коллектив ведущие солисты Детского музыкального театра имени Сац -- Анна Алексидзе и Анатолий Емельянов, они и числятся худруками. Имя знаменитого хореографа-миниатюриста Георгия Алексидзе (отца) витает в воздухе и числится на афише среди авторов, чьи произведения будут в репертуаре театра, но увидеть его работы в премьерный вечер не удалось. Младшее поколение дорвалось до сцены и делиться ни с кем успехом не собиралось... >>
  • //  14.08.2002
В Эдинбурге стартовал ежегодный фестиваль искусств
Международный фестиваль искусств в Эдинбурге открылся в воскресенье и продлится до самого конца августа. В отличие от проходящего параллельно популярного «фринджа», наводняющего улицы старинного шотландского города экспериментальными жанрами и спонтанными формами, основной фестиваль выглядит строже и на первый взгляд даже менее красочно. Между тем его масштабная программа, как обычно, состоит из впечатляющего разнообразия жанров (от классической музыки, оперы и драматического театра до современного балета или классического индийского танца), а также из внушительного перечня крупных художественных событий... >>
  • //  14.08.2002
Кинокритики и режиссеры оказались почти единодушны
Влиятельнейший и академичный журнал Британского киноинститута Sight and Sound составил рейтинг самых значительных фильмов и режиссеров в истории мирового кино. С 1952 года каждые десять лет журнал опрашивает ведущих аналитиков, а с 1992 года -- и режиссеров, которые вносят свои коррективы в табель о кинематографических рангах. В этом году опрос оказался самым представительным за все годы -- в нем приняли участие 145 критиков и киноведов и 108 режиссеров. Всего хит-парадов четыре. В первой тройке лучших режиссеров, по мнению критиков, -- Орсон Уэллс, Альберт Хичкок и Жан-Люк Годар. Последнего, кстати, не вспомнили режиссеры, составляющие аналогичный реестр, как не упомянули и любимых критиками, но, видимо, нечасто вспоминаемых творцами Сергея Эйзенштейна и Ясудзиро Одзу. Первая тройка в «режиссерском» списке режиссеров выглядит так: на первом месте -- тот же Уэллс, на втором -- Феллини, за ним следует Куросава. Хичкок оказался на пятом месте. Не забыли режиссеры и своих современников: из числа ныне здравствующих классиков в списке оказалось целых три фамилии: Фрэнсис Форд Коппола (4-е место), Ингмар Бергман (8-е место) и Мартин Скорцезе (9-е место). В списках же лучших фильмов всех времен первое место и у критиков, и у творцов занимает «Гражданин Кейн»... >>
  • //  14.08.2002
«Змей» из Выборга отправится в Венецию
Как ни оценивай «Змея» Алексея Мурадова, событием фильм уже стал. Дебютный фильм немолодого уже режиссера получил Гран-при конкурса дебютов и приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», только что с успехом был показан в Выборге на фестивале российского кино и вскоре будет представлен в рамках Международной недели критики на Венецианском фестивале. Кино Мурадова -- программно антизрительское, фестивальное, мрачное и очень-очень неплохое. В лагере российского авторского кино, где до сих пор безраздельно властвовали Александр Сокуров и Алексей Герман, появился еще один режиссер с уверенным почерком и серьезными амбициями... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика