Время новостей
     N°146, 14 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2002
Море мифов и немного психологии
В Эдинбурге стартовал ежегодный фестиваль искусств
Международный фестиваль искусств в Эдинбурге открылся в воскресенье и продлится до самого конца августа. В отличие от проходящего параллельно популярного «фринджа», наводняющего улицы старинного шотландского города экспериментальными жанрами и спонтанными формами, основной фестиваль выглядит строже и на первый взгляд даже менее красочно. Между тем его масштабная программа, как обычно, состоит из впечатляющего разнообразия жанров (от классической музыки, оперы и драматического театра до современного балета или классического индийского танца), а также из внушительного перечня крупных художественных событий.

Среди них -- две оперы ХХ века с идентичными названиями и непохожим музыкальным взглядом на мифологический сюжет: «Царь Эдип» Игоря Стравинского и изумительный «Эдип» полузабытого парижанина румынского происхождения Джордже Энеску -- протеже румынской королевы и любимого ученика французского композитора Габриэля Форе. Первая версия мифа будет представлена в сценическом варианте, вторая -- в концертном. Причем «Эдип» Энеску, премьера которого состоялась в Париже в 1936 году и наделала много шуму (впрочем, в основном среди интеллектуальной публики), прозвучит в Великобритании впервые.

В центре нынешней эдинбургской программы -- одна из самых эстетически и символически затейливых, огромных и сложных для исполнителей и постановщиков вагнеровских опер, его последняя мистерия «Парсифаль». Версия, которая трижды за этот месяц будет показана в Эдинбурге, -- это совместная продукция Эдинбургского и Зальцбургского фестивалей. В главных партиях заняты любимцы европейских меломанов Томас Мозер и Виолетта Урмана. Но может статься, что в числе главных героев пятичасового с лишним представления окажутся не только блестящие вокалисты, но и постановщики. Знаменитый режиссер Петер Штайн умеет превращать пышную статуарную мифологию в темные лабиринты психологизма. А другой столп постановочной команды, не менее звездный дирижер Клаудио Аббадо, который участвует в «Парсифале» не один, а вместе со своими подопечными из Молодежного оркестра Густава Малера, напротив, может выкроить из нервных музыкально-психологических материй могучую фреску едва ли не мифологических размеров. При таком сбалансированном ансамбле режиссуры и дирижерской манеры, мифологизма и психологизма все идет к тому, что эдинбургский «Парсифаль» окажется примером образцового Большого стиля в современной европейской опере.

Российская публика наверняка помнит гастроли Молодежного оркестра Густава Малера и его темпераментного дирижера в Санкт Петербурге в начале 90-х. В Эдинбурге этот отнюдь не юношеской выправки коллектив сыграет не только Вагнера, но и симфонический концерт с изысканной программой (Барток, Дебюсси, Равель) и еще более изысканной солисткой -- пианисткой Мартой Аргерих. Другие звездные имена музыкальной программы Эдинбургского фестиваля звучат для меломанских ушей не менее сладостно -- пианист Альфред Брендель, скрипач Кристиан Тетцлаф, Лос-Анджелесский филармонический оркестр (за дирижерским пультом -- Эса-Пекка Салонен), Камерный оркестр Европы с Андрашем Шиффом за роялем и за пультом, Шотландский симфонический оркестр BBC (дирижер -- Дэвид Джонс, в программе среди прочего музыка американского академического минималиста Джона Адамса), пианистка Елизавета Леонская. И единственный российский участник фестиваля -- Большой симфонический оркестр им. Чайковского с Владимиром Федосеевым.

Юлия БЕДЕРОВА