N°134
29 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  29.07.2002
Слово и тело
Анатолий Васильев показал открытую репетицию «Илиады»

версия для печати
Те, кто бывал в новом театре Анатолия Васильева на Сретенке, знают: там много воздуха и света, вольно проникающего через призмы прозрачных крыш. Прогон «Илиады» прошел в самом свето- и звукопроницаемом пространстве театра -- так называемом Тау-зале. Все окна в московскую жару были открыты настежь, сквозь стекла за спинами актеров просматривался урбанистический пейзаж, а звуки эллинской речи соперничали с гудками машин.

Начальный звук спектакля -- дробь множества босых пяток на блестящей поверхности паркета. Словно табун лошадей вомчался. «Илиада» -- спектакль многонаселенный: семеро героев гордого вида и кроме этого хор, еще добрых два десятка человек. На актерах вовсе не театральные наряды, а спортивные кимоно в разных вариациях черного и белого. Будто ты и не в театр попал, а на тренировку в спортзал.

«Илиада» выросла из простого тренинга, и понадобилось для этого лет семь, не меньше. Гомеровский эпос казался поначалу лишь наиболее подходящим материалом для васильевских экспериментов по сопряжению звучащего слова и вкрадчивых движений восточных единоборств. Минималистская музыка Владимира Мартынова зазвучала в «Илиаде» всего год назад -- тогда-то тренинг стал потихоньку слагаться в спектакль.

Особую манеру произнесения стихов в «Школе драматического искусства» сам Васильев называет «твердой интонацией» -- когда каждое слово с усилием вгоняется актером в воздух, будто гвоздь, по самую шляпку. Так поступал Васильев и с Пушкиным, и с Мольером, но тверже, чем в «Илиаде», слово у него еще не звучало. «Маленькие трагедии» рядом с гомеровским эпосом -- пластилин супротив мрамора. Произнесение каждого звука требует от актера больших физических усилий, да и актерами этих людей называть совестно -- скорее уж они резчики по слову, что ли. Наверное, так бы звучал Гомеров гекзаметр, если декламировать его, сидя на спине гнедого жеребца, несущегося в галопе по полю боя.

Сначала кажется, что актеры просто вознамерились перечислить все слова, входящие в массив гомеровского текста. Когда хор грянет начальные строки 23-й песни «Илиады» (а в эту главу входят история погребения Патрокла и знаменитые игры ахейских героев в честь погибшего), первую минуту пребываешь в замешательстве: на каком языке они говорят? на древнегреческом? на русском? Затем привыкшее ухо начинает вылавливать в монотонном скандировании отдельные слова: «пышногривые», «рек он», «багряно-гнедый», «меднолатые ахейцы», «кобылицы»... Напористые слова-кентавры осаждают тебя с копьями наперевес -- так греки десять лет штурмовали Трою. За два часа, что длится представление, до тебя долетит, возможно, лишь 10--20 процентов копий. И дело здесь, понятно, не в плохой дикции. Здесь поставлено на службу цветаевское «мне безразлично, на каком непонимаемой быть встречным», здесь смутный намек на далекие, давно отшумевшие сражения, подробности которых тебе, собственно, и не так уж важно знать. Отдельное слово, отдельный звук становятся важнее сюжетных поворотов, и зритель довольно быстро сдается на милость победителя, упиваясь сладостью непонимания.

Минималистская музыка Мартынова и минималистская режиссура разъяли «Илиаду», как труп, но мертвые слова, разъединенные на звуки, каким-то загадочным образом вновь складываются перед тобой в неумолчношумящий гул, призывая из глубины времен ахейских героев. Они бьются перед нами на мечах, угрожающе воздымают вверх копья, натягивают тугой лук, они сходятся врукопашную, демонстрируя свою силу и ловкость. Васильевская «Илиада» -- дюжий и упругий спектакль. Слово у Васильева обладает куда большей физической силой, чем тело. Вялые, полуотмершие слова прошли настоящий курс бодибилдинга и нынче щеголяют перед зрителями настоящими культуристами.
Глеб СИТКОВСКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.07.2002
Искусство и власть: от любви до ненависти только шаг
В конце недели в клубе «МуХа» прошла презентация новой картины известных поп-артистов Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля «Путин и «Черный квадрат». Рассерженный президент отчитывает кого-то сидя за столом. Над головой -- фантомас русского искусства, очередной клонированный «шедевр» Казимира Малевича. При желании в работе Тимофеевой и Врубеля обнаружится множество контекстов и подтекстов. Мне ближе идея равенства перед лицом рынка политического бреенда и бренда художественного. Вплоть до их полного замещения. «Черный квадрат» давно уже вышел из арт-дискурса и стал козырем в большой политике. В конце концов и первое лицо страны в определенной степени жертва имиджевой раскрутки, стало быть, лицо героя мыльных опер, телесериалов, немножечко арт-объект... >>
  • //  29.07.2002
«Турандот» в Мариинском театре
Мариинский театр показал подготовленную всего за полтора месяца постановку оперы Пуччини «Турандот». Пышная партитура с ориентальным узором и отсветом экстазов ХХ века ставится здесь впервые (показанная несколькими днями раньше в Выборгском замке урезанная версия не в счет), однако нанятый Мариинкой французский режиссер Шарль Рубо имеет опыт работы с изощренным текстом. Он ставил «Турандот» на французском фестивале в Оранже. Правда, там совсем другая, открытая сцена, какая обычно располагает к статично-декоративным решениям. Но зато в той постановке пел один из лучших Калафов мира Владимир Галузин. Он же одним своим появлением превратил нынешнюю питерскую новинку в событие. Многие склонны думать, что эта «Турандот» вообще была затеяна для него. Чтобы питерская публика увидела, как одновременно статуарен, прост и гипнотичен его Калаф -- не любовник, но воин, сражающийся за любовь с изяществом невидимого ниндзя и вокальным благородством, особенно редким в высокой тесситуре... >>
  • //  29.07.2002
В Москве на 61-м году жизни после продолжительной болезни скончался артист театра и кино Всеволод Абдулов. Кинозрители помнят его по фильмам «Место встречи изменить нельзя», «Вооружен и очень опасен», «Трест, который лопнул», «Контрабанда», «Приключения Гекльберри Финна». Театралы -- по спектаклю «Соло для часов с боем», где Абдулов, сын знаменитого артиста сороковых-пятидесятых годов Осипа Абдулова, играл вместе со старейшинами МХАТа. Любители творчества Высоцкого -- как одного из самых преданных и близких друзей барда. Последние годы Абдулов совсем не играл в театре и почти не снимался в кино, но каждый неизбежно скажет о нем -- умер артист. >>
  • //  29.07.2002
Анатолий Васильев показал открытую репетицию «Илиады»
Те, кто бывал в новом театре Анатолия Васильева на Сретенке, знают: там много воздуха и света, вольно проникающего через призмы прозрачных крыш. Прогон «Илиады» прошел в самом свето- и звукопроницаемом пространстве театра -- так называемом Тау-зале. Все окна в московскую жару были открыты настежь, сквозь стекла за спинами актеров просматривался урбанистический пейзаж, а звуки эллинской речи соперничали с гудками машин... >>
  • //  29.07.2002
Финал Авиньонского фестиваля пришелся на проект «Теорема»
Что труднее всего было сыскать на закончившемся в субботу престижном форуме, так это хороший драматический театр. Просто хорошего здесь тоже, разумеется, немного (хорошего вообще много не бывает), но хороший драматический (тот самый, в котором, по словам Треплева, носят пиджаки, пьют чай и ведут бесконечные разговоры) давно уже пора заносить в Красную книгу. Все талантливые ньюсмейкеры нынешнего Авиньона -- Ромео Кастелуччи, Саша Вальц, Жозеф Надж -- делают представления на грани театра и танца, пантомимы, инсталляции, а чаще всего аттракциона. Большинство не очень талантливых ньюсмейкеров -- тоже. Вот, скажем, спектакль канадского режиссера Дени Марло по «Слепым» Метерлинка. Идет сорок минут. Заходишь в темный зал и видишь: в воздухе висят головы. Все сорок минут пытаешься понять: как их туда повесили, и что это -- маски или живые люди? В финале, когда свет зажигается, становится ясно: это искусно замаскированные мониторы с компьютерной графикой. Стоят себе на полочках, просто полочек не было видно. Подобных кунштюков здесь немало. И назвать их драматическим театром как-то не поворачивается язык... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика