N°134
29 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  29.07.2002
Живущие вместо
Искусство и власть: от любви до ненависти только шаг

версия для печати
В конце недели в клубе «МуХа» прошла презентация новой картины известных поп-артистов Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля «Путин и «Черный квадрат». Рассерженный президент отчитывает кого-то сидя за столом. Над головой -- фантомас русского искусства, очередной клонированный «шедевр» Казимира Малевича. При желании в работе Тимофеевой и Врубеля обнаружится множество контекстов и подтекстов. Мне ближе идея равенства перед лицом рынка политического бреенда и бренда художественного. Вплоть до их полного замещения. «Черный квадрат» давно уже вышел из арт-дискурса и стал козырем в большой политике. В конце концов и первое лицо страны в определенной степени жертва имиджевой раскрутки, стало быть, лицо героя мыльных опер, телесериалов, немножечко арт-объект.

Этот культурный обмен и радует, и печалит. Нередко он выходит из-под контроля. В выставочном зале клуба «МуХа» нам показали творческую лабораторию Тимофеевой и Врубеля. Принцип такой. Художники выбирают эффектную газетную или журнальную фотографию президента, чертят на ней клеточки, переводят на холст и рисуют картину. Затем картины начинают путешествовать по страницам газет и журналов, в основном тех же самых, откуда был взят «оригинал». Не без гордости отмечу, что в архив-лабораторию попали и номера газеты «Время новостей». Опасность, определенно, в том, что пути пересечения большой политики и маленького искусства непредсказуемы. Врубелевскими портретами иллюстрируют не только «Время новостей», «Коммерсант» или «Еженедельный журнал», но и, к примеру, «Завтра». «Живущий вместо» всамделишнего поп-артистский Путин накатан на маечки «Идущих вместе» отмороженных комсомольцев. И так далее.

Но самое главное: иллюзия гармонии искусства и власти постоянно нарушается со стороны последней. Незадолго до того, как Врубель с Тимофеевой осенили президента иконой русского авангарда, свой собственный хеппининг на музейной территории устроил госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин. У него вошло в традицию: раз в год, в самый сезон отпусков, наведываться в Музей декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской и наводить там нешуточный шухер. Напомним, что в прошлом году с разрешения Минимущества Пал Палыч Бородин собрался выгнать музей из старинного особняка графов Остерман-Толстых и разместить на данной территории госкомитет союзного государства Белоруссии и России. Благодаря принципиальной позиции Министерства культуры и массированной атаке на Бородина со стороны российских СМИ перформанс был сорван, захват музея не состоялся. Кстати, здание на Делегатской было передано музею в 1981 году решением Совета министров СССР, потому претензии Бородина на него выглядят совсем уж некорректно. Второй хеппининг Пал Палыч устроил совсем недавно в том же музее, пригласив на него в качестве зрителей-соучастников министра культуры Михаила Швыдкого, начальника отдела музеев Министерства культуры Анну Колупаеву и директора музея на Делегатской Владимира Гуляева. По словам сотрудников музея, идея хеппининга вполне может быть прокомментирована цитатой из Маяковского: «Которые тут временные? Слазь! Кончилась ваша власть!» Стало известно также, что на встрече с министром и директором Бородин поведал о своем недавнем сне. Он якобы видел его во время заключения в швейцарской тюрьме: «Иду я по центру Москвы. А кругом офисы, офисы. И ни одного музея». На что Михаил Швыдкой парировал: «И мне был сон. Иду я по центру Москвы. Кругом музеи, музеи. И ни одного офиса». Прошедшая встреча пока что имела характер дружеской полемики. Никаких распоряжений, указов и санкций не последовало. Но в музее все напряглись и затаились. Жажда власти «жить вместо» искусства неутолима. Лишь на выставках картин Врубеля и Тимофеевой эта жажда компенсируется достойным для обеих сторон образом.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.07.2002
Искусство и власть: от любви до ненависти только шаг
В конце недели в клубе «МуХа» прошла презентация новой картины известных поп-артистов Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля «Путин и «Черный квадрат». Рассерженный президент отчитывает кого-то сидя за столом. Над головой -- фантомас русского искусства, очередной клонированный «шедевр» Казимира Малевича. При желании в работе Тимофеевой и Врубеля обнаружится множество контекстов и подтекстов. Мне ближе идея равенства перед лицом рынка политического бреенда и бренда художественного. Вплоть до их полного замещения. «Черный квадрат» давно уже вышел из арт-дискурса и стал козырем в большой политике. В конце концов и первое лицо страны в определенной степени жертва имиджевой раскрутки, стало быть, лицо героя мыльных опер, телесериалов, немножечко арт-объект... >>
  • //  29.07.2002
«Турандот» в Мариинском театре
Мариинский театр показал подготовленную всего за полтора месяца постановку оперы Пуччини «Турандот». Пышная партитура с ориентальным узором и отсветом экстазов ХХ века ставится здесь впервые (показанная несколькими днями раньше в Выборгском замке урезанная версия не в счет), однако нанятый Мариинкой французский режиссер Шарль Рубо имеет опыт работы с изощренным текстом. Он ставил «Турандот» на французском фестивале в Оранже. Правда, там совсем другая, открытая сцена, какая обычно располагает к статично-декоративным решениям. Но зато в той постановке пел один из лучших Калафов мира Владимир Галузин. Он же одним своим появлением превратил нынешнюю питерскую новинку в событие. Многие склонны думать, что эта «Турандот» вообще была затеяна для него. Чтобы питерская публика увидела, как одновременно статуарен, прост и гипнотичен его Калаф -- не любовник, но воин, сражающийся за любовь с изяществом невидимого ниндзя и вокальным благородством, особенно редким в высокой тесситуре... >>
  • //  29.07.2002
В Москве на 61-м году жизни после продолжительной болезни скончался артист театра и кино Всеволод Абдулов. Кинозрители помнят его по фильмам «Место встречи изменить нельзя», «Вооружен и очень опасен», «Трест, который лопнул», «Контрабанда», «Приключения Гекльберри Финна». Театралы -- по спектаклю «Соло для часов с боем», где Абдулов, сын знаменитого артиста сороковых-пятидесятых годов Осипа Абдулова, играл вместе со старейшинами МХАТа. Любители творчества Высоцкого -- как одного из самых преданных и близких друзей барда. Последние годы Абдулов совсем не играл в театре и почти не снимался в кино, но каждый неизбежно скажет о нем -- умер артист. >>
  • //  29.07.2002
Анатолий Васильев показал открытую репетицию «Илиады»
Те, кто бывал в новом театре Анатолия Васильева на Сретенке, знают: там много воздуха и света, вольно проникающего через призмы прозрачных крыш. Прогон «Илиады» прошел в самом свето- и звукопроницаемом пространстве театра -- так называемом Тау-зале. Все окна в московскую жару были открыты настежь, сквозь стекла за спинами актеров просматривался урбанистический пейзаж, а звуки эллинской речи соперничали с гудками машин... >>
  • //  29.07.2002
Финал Авиньонского фестиваля пришелся на проект «Теорема»
Что труднее всего было сыскать на закончившемся в субботу престижном форуме, так это хороший драматический театр. Просто хорошего здесь тоже, разумеется, немного (хорошего вообще много не бывает), но хороший драматический (тот самый, в котором, по словам Треплева, носят пиджаки, пьют чай и ведут бесконечные разговоры) давно уже пора заносить в Красную книгу. Все талантливые ньюсмейкеры нынешнего Авиньона -- Ромео Кастелуччи, Саша Вальц, Жозеф Надж -- делают представления на грани театра и танца, пантомимы, инсталляции, а чаще всего аттракциона. Большинство не очень талантливых ньюсмейкеров -- тоже. Вот, скажем, спектакль канадского режиссера Дени Марло по «Слепым» Метерлинка. Идет сорок минут. Заходишь в темный зал и видишь: в воздухе висят головы. Все сорок минут пытаешься понять: как их туда повесили, и что это -- маски или живые люди? В финале, когда свет зажигается, становится ясно: это искусно замаскированные мониторы с компьютерной графикой. Стоят себе на полочках, просто полочек не было видно. Подобных кунштюков здесь немало. И назвать их драматическим театром как-то не поворачивается язык... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика