|
|
N°134, 29 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Живущие вместо
Искусство и власть: от любви до ненависти только шаг
В конце недели в клубе «МуХа» прошла презентация новой картины известных поп-артистов Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля «Путин и «Черный квадрат». Рассерженный президент отчитывает кого-то сидя за столом. Над головой -- фантомас русского искусства, очередной клонированный «шедевр» Казимира Малевича. При желании в работе Тимофеевой и Врубеля обнаружится множество контекстов и подтекстов. Мне ближе идея равенства перед лицом рынка политического бреенда и бренда художественного. Вплоть до их полного замещения. «Черный квадрат» давно уже вышел из арт-дискурса и стал козырем в большой политике. В конце концов и первое лицо страны в определенной степени жертва имиджевой раскрутки, стало быть, лицо героя мыльных опер, телесериалов, немножечко арт-объект.
Этот культурный обмен и радует, и печалит. Нередко он выходит из-под контроля. В выставочном зале клуба «МуХа» нам показали творческую лабораторию Тимофеевой и Врубеля. Принцип такой. Художники выбирают эффектную газетную или журнальную фотографию президента, чертят на ней клеточки, переводят на холст и рисуют картину. Затем картины начинают путешествовать по страницам газет и журналов, в основном тех же самых, откуда был взят «оригинал». Не без гордости отмечу, что в архив-лабораторию попали и номера газеты «Время новостей». Опасность, определенно, в том, что пути пересечения большой политики и маленького искусства непредсказуемы. Врубелевскими портретами иллюстрируют не только «Время новостей», «Коммерсант» или «Еженедельный журнал», но и, к примеру, «Завтра». «Живущий вместо» всамделишнего поп-артистский Путин накатан на маечки «Идущих вместе» отмороженных комсомольцев. И так далее.
Но самое главное: иллюзия гармонии искусства и власти постоянно нарушается со стороны последней. Незадолго до того, как Врубель с Тимофеевой осенили президента иконой русского авангарда, свой собственный хеппининг на музейной территории устроил госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин. У него вошло в традицию: раз в год, в самый сезон отпусков, наведываться в Музей декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской и наводить там нешуточный шухер. Напомним, что в прошлом году с разрешения Минимущества Пал Палыч Бородин собрался выгнать музей из старинного особняка графов Остерман-Толстых и разместить на данной территории госкомитет союзного государства Белоруссии и России. Благодаря принципиальной позиции Министерства культуры и массированной атаке на Бородина со стороны российских СМИ перформанс был сорван, захват музея не состоялся. Кстати, здание на Делегатской было передано музею в 1981 году решением Совета министров СССР, потому претензии Бородина на него выглядят совсем уж некорректно. Второй хеппининг Пал Палыч устроил совсем недавно в том же музее, пригласив на него в качестве зрителей-соучастников министра культуры Михаила Швыдкого, начальника отдела музеев Министерства культуры Анну Колупаеву и директора музея на Делегатской Владимира Гуляева. По словам сотрудников музея, идея хеппининга вполне может быть прокомментирована цитатой из Маяковского: «Которые тут временные? Слазь! Кончилась ваша власть!» Стало известно также, что на встрече с министром и директором Бородин поведал о своем недавнем сне. Он якобы видел его во время заключения в швейцарской тюрьме: «Иду я по центру Москвы. А кругом офисы, офисы. И ни одного музея». На что Михаил Швыдкой парировал: «И мне был сон. Иду я по центру Москвы. Кругом музеи, музеи. И ни одного офиса». Прошедшая встреча пока что имела характер дружеской полемики. Никаких распоряжений, указов и санкций не последовало. Но в музее все напряглись и затаились. Жажда власти «жить вместо» искусства неутолима. Лишь на выставках картин Врубеля и Тимофеевой эта жажда компенсируется достойным для обеих сторон образом.
Сергей ХАЧАТУРОВ