N°95
01 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  01.06.2001
Паганини в шоколаде
Фонд имени Мариса Лиепы показал две премьеры

версия для печати
Собственно спектаклями назвать «фондовые» премьеры, состоявшиеся в Новой опере, трудно. Первая, «Маэстро» в хореографии Николая Андросова и Вероники Смирновой, скорее является литературно-художественной композицией. Тот случай, когда собираются профессионалы и славят кто как умеет кого-нибудь из великих. На сей раз -- маэстро Паганини, колена пред которым преклонили пианист Николай Петров и оркестр под управлением Евгения Колобова, танцовщица Илзе Лиепа (в роли самого Паганини) и премьер Большого Николай Цискаридзе (в роли его Музыки).

Поскольку сюжет в подобного рода действах всегда одинаковый -- Художника преследует то Чернь, то Черный человек, а противостоят им, соответственно, Воображение и Муза, -- важнее всего как можно отчетливее обозначить тему юбиляра, чтобы публика не перепутала Паганини, скажем, с Пушкиным.

С задачей справились художники Анна и Анатолий Нежные. На сцене разместили гигантский позолоченный муляж скрипичного грифа. Силуэтом скрипки декорировали занавес, открывающийся в глубине сцены, им же декольтировали спину Николая Цискаридзе, исполнявшего фрагменты из балета Леонида Лавровского «Паганини» (последнего обильно цитируют в постановке, но не называют в программке).

Попал в компанию славящих Паганини и воздушный гимнаст Александр Стрельцов, олицетворяющий свободный полет творческой фантазии. Надо отдать должное: в выборе компаньонов Илзе и Андрис Лиепа (художественный руководитель проекта) раз от разу все более точны. По принципу «короля играет свита». Не повезло, кажется, только с авторами хореографии, сочинившими что-то усредненно-эстрадное в качестве связок между основными аттракционами -- трюками цирковыми и балетными.

Впрочем, творческих смыслов в подобного рода зрелищах лучше не искать. Очевидно, это какая-то новая разновидность светского времяпрепровождения, когда одни популярные люди приветствуют других популярных людей, выбирая для этого приятное место и красивую тему. Артисты, телеведущие, оперные дивы и популярные конферансье тоже нуждаются в культурном отдыхе. Поэтому кроме шампанского и миндаля в шоколаде, которыми потчевали бесплатно, в антракте играли еще и расслабляющую музыку, под которую равно приятно было рассматривать и сделанных детьми кукол, и картины художников Нежных. Последние демонстрировали костюмы легендарного, но всеми забытого Оскара Шлеммера, автора «Триадического балета», вольную интерпретацию которого и показали во втором отделении.

Шоу с использованием лазеров и геометрических объектов -- не столько реконструкция шлеммеровского балета, сколько фантазия на тему конструктивистских идей, изложенных в «Триадическом балете» (первая постановка -- 1911 г.) задолго до создания дизайнерской школы «Баухаус», в которой Шлеммер работал и преподавал.

Спектакль «Маэстро» явно сочиняли в пару «Триадическому балету»: там -- венецианский карнавал, окружающий Паганини, здесь -- веймарский, вдохновивший Шлеммера. В «Маэстро» Паганини борется с ряжеными современниками, в «Триадическом балете» (другое название «Музей Оскара Шлеммера») художника «убивает» время -- мумифицируя и превращая в мертвые экспонаты его творения.

Реанимировать идеи Шлеммера и его объекты взялась команда театра «ЧерноеНебоБелое», а именно автор зловещих психоделических зрелищ Дмитрий Арюпин (известен как Доктор Да) и его постоянные партнеры, танцовщики-клоуны Марчелла Солан и Владимир Ивашнев. Задуманное Шлеммером футуристическое зрелище для арюпинских кукольников виртуальная, но живая реальность. Их не надо учить обживать геометрические костюмы и механическую пластику. Кокетливая балерина в трепещущей пружинной пачке, недотепа солдат, состоящий сплошь из овалов и цилиндров, жутковатые гладиаторы, массивные тела которых разрезаны пополам металлическими дисками, -- все они выглядят и как пришельцы из космоса, и как какие-нибудь площадные актеры, изображающие оживающих мумий в стиле брейк.

Обе премьеры предварялись эпиграфами. Перед «Маэстро» Илзе Лиепа в костюме венецианской куртизанки выспренно славила Господа. Перед «Триадическим балетом» зачитывали теоремы Оскара Шлеммера. Наверное, чтобы напомнить, что Паганини -- это высокое искусство, а Шлеммер все-таки авангардист. Снизить пафос и приблизиться к сути карнавальных метаморфоз удалось, кажется, только в случае с последним: Шлеммера для дискотеки адаптировали куда талантливее, чем Паганини -- для салона.
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.06.2001
В Театре Армии поставили комедию Мольера «Скупой»
Премьера в самом большом театре Москвы явно осуществлялась с претензией на новаторство. То есть не новаторство, конечно (для главного режиссера "армейцев" Бориса Морозова это слишком сильное слово), а, скажем осторожнее, нетрадиционный подход к мольеровскому тексту. Вызов традиции брошен уже самим выбором артиста на главную роль. Гарпагона в Театре Армии играет известный широкому зрителю по фильму "Восхождение" Борис Плотников -- артист как будто специально созданный для того, чтобы воплощать на сцене натуры романтические, возвышенные и питающиеся, по известному выражению, исключительно Святым Духом. >>
  • //  01.06.2001
Реконструкция картинной галереи Шилова изменит облик Боровицкой площади
Дело московского мецената Павла Третьякова живет, но весьма странной жизнью. Уже практически готов проект расширения картинной галереи Александра Шилова. Если проект будет осуществлен, то в непосредственной близости от Боровицких ворот Кремля, в самом начале Знаменки, появится амбициозное четырехэтажное здание общей площадью 1600 кв. м с двумя выставочными залами по 300 кв. метров каждый. >>
  • //  01.06.2001
В Москве открылась выставка Павла Филонова
Парадоксальным образом в Москве до сих пор не было большой выставки Павла Филонова, одного из классиков русского авангарда, а для многих -- вообще самого главного его представителя. «Пропустили» Филонова просто потому, что практически все его наследие хранится в Русском музее в Петербурге. Там его выставка прошла еще в 1989 году, на следующий год была вывезена в Париж, а до Москвы доехала лишь сейчас: в рамках программы «Русский музей в Москве» в Московском центре искусств открылась выставка «Формулы Павла Филонова». Всего 27 картин (графику привезут отдельно, через полгода), но это самая большая персоналка Филонова в столице. >>
  • //  01.06.2001
В Кремлевском дворце выступили Procol Harum
Интрига концерта английской арт-роковой группы Procol Harum заключалась главным образом в том, что наша широкая аудитория знает группу по одной-единственной песне, А Whiter Shade Of Pale. Песня замечательная, баллада всех времен и народов. При том, что «альбомный» концептуальный жанр арт-рока не предполагает создания шлягеров (одно из немногих исключений -- Dust In The Wind группы Kansas). Остальное творчество группы известно только тем, кто коллекционирует арт-рок... >>
  • //  01.06.2001
Фонд имени Мариса Лиепы показал две премьеры
Собственно спектаклями назвать «фондовые» премьеры, состоявшиеся в Новой опере, трудно. Первая, «Маэстро» в хореографии Николая Андросова и Вероники Смирновой, скорее является литературно-художественной композицией. Тот случай, когда собираются профессионалы и славят кто как умеет кого-нибудь из великих. На сей раз -- маэстро Паганини, колена пред которым преклонили пианист Николай Петров и оркестр под управлением Евгения Колобова, танцовщица Илзе Лиепа (в роли самого Паганини) и премьер Большого Николай Цискаридзе (в роли его Музыки)... >>
  • //  01.06.2001
Ретроспектива фильмов Энди Уорхола в Музее кино
Когда, отстояв огромную очередь на первый бесплатный сеанс фильмов Уорхола и прослушав нескончаемую лекцию о специфике его авангардного кино, публика наконец-то с вожделением посмотрела на экран, по залу пронесся вздох отчаяния. На экране появилось черно-белое изображение мужского живота. В общем-то, все заранее знали, что им предстоит увидеть 37-минутный отрывок из фильма «Сон». Что фильм немой и в полной версии длится пять с половиной часов (при этом режиссер на полном серьезе называл картину незаконченной). И даже то, что живот этот принадлежит любовнику Уорхола, поэту Джону Джиорно, который на протяжении всего этого времени спокойно и неподвижно спит. Однако лишь когда «все уже началось», зрители по-настоящему осознали, что значит в течение почти 40 минут созерцать беззвучно вздымающиеся волоски вокруг пупка спящего поэта... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика