N°95
01 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  01.06.2001
Салонный авангард
В Москве открылась выставка Павла Филонова

версия для печати
Парадоксальным образом в Москве до сих пор не было большой выставки Павла Филонова, одного из классиков русского авангарда, а для многих -- вообще самого главного его представителя. «Пропустили» Филонова просто потому, что практически все его наследие хранится в Русском музее в Петербурге. Там его выставка прошла еще в 1989 году, на следующий год была вывезена в Париж, а до Москвы доехала лишь сейчас: в рамках программы «Русский музей в Москве» в Московском центре искусств открылась выставка «Формулы Павла Филонова». Всего 27 картин (графику привезут отдельно, через полгода), но это самая большая персоналка Филонова в столице. И достаточно представительная: есть и вполне реалистические ранние портреты, есть «аналитические» картины, включая одну из самых знаменитых его работ -- «Пир королей» 1913 года (ту самую, которой, по легенде, было несколько дней накрыто тело Филонова, умершего в Ленинграде в первую блокадную зиму), есть и поздние работы. Главный хит экспозиции -- микроскопы, в которых любой желающий может рассмотреть структуру различных органических предметов (травинки, например) и сравнить ее со структурой картин Филонова. В самом деле похоже.

Филонов всегда позиционировал себя как революционный и рабоче-крестьянский художник (рабочие, кстати, действительно любили Филонова и даже вступились за него, когда в конце 20-х годов арт-начальство пыталось закрыть его выставку в Русском музее и устраивало открытые обсуждения). Картин он не продавал, завещав все советскому государству, жил в нищете, думал только о прекрасном коммунистическом будущем. Сегодня, однако, его творчество вызывает прямо противоположные ассоциации. Самое сильное и неожиданное впечатление от выставки в МЦИ -- глянцевая, слащавая салонность Филонова, особенно заметная в том же «Пире королей». И пусть советские власти обвиняли его в формализме, а в начале перестройки апологеты авангарда говорили о нем исключительно в возвышенных тонах, но сегодня его искусство больше напоминает левомосховский сюрреализм 70--80-х годов или даже недорогие яркие картины, которыми торгуют у ЦДХ на Крымском валу. Впрочем, примерно так складывалась судьба любой художественной инновации, которая спустя время непременно превращалась в салон.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.06.2001
В Театре Армии поставили комедию Мольера «Скупой»
Премьера в самом большом театре Москвы явно осуществлялась с претензией на новаторство. То есть не новаторство, конечно (для главного режиссера "армейцев" Бориса Морозова это слишком сильное слово), а, скажем осторожнее, нетрадиционный подход к мольеровскому тексту. Вызов традиции брошен уже самим выбором артиста на главную роль. Гарпагона в Театре Армии играет известный широкому зрителю по фильму "Восхождение" Борис Плотников -- артист как будто специально созданный для того, чтобы воплощать на сцене натуры романтические, возвышенные и питающиеся, по известному выражению, исключительно Святым Духом. >>
  • //  01.06.2001
Реконструкция картинной галереи Шилова изменит облик Боровицкой площади
Дело московского мецената Павла Третьякова живет, но весьма странной жизнью. Уже практически готов проект расширения картинной галереи Александра Шилова. Если проект будет осуществлен, то в непосредственной близости от Боровицких ворот Кремля, в самом начале Знаменки, появится амбициозное четырехэтажное здание общей площадью 1600 кв. м с двумя выставочными залами по 300 кв. метров каждый. >>
  • //  01.06.2001
В Москве открылась выставка Павла Филонова
Парадоксальным образом в Москве до сих пор не было большой выставки Павла Филонова, одного из классиков русского авангарда, а для многих -- вообще самого главного его представителя. «Пропустили» Филонова просто потому, что практически все его наследие хранится в Русском музее в Петербурге. Там его выставка прошла еще в 1989 году, на следующий год была вывезена в Париж, а до Москвы доехала лишь сейчас: в рамках программы «Русский музей в Москве» в Московском центре искусств открылась выставка «Формулы Павла Филонова». Всего 27 картин (графику привезут отдельно, через полгода), но это самая большая персоналка Филонова в столице. >>
  • //  01.06.2001
В Кремлевском дворце выступили Procol Harum
Интрига концерта английской арт-роковой группы Procol Harum заключалась главным образом в том, что наша широкая аудитория знает группу по одной-единственной песне, А Whiter Shade Of Pale. Песня замечательная, баллада всех времен и народов. При том, что «альбомный» концептуальный жанр арт-рока не предполагает создания шлягеров (одно из немногих исключений -- Dust In The Wind группы Kansas). Остальное творчество группы известно только тем, кто коллекционирует арт-рок... >>
  • //  01.06.2001
Фонд имени Мариса Лиепы показал две премьеры
Собственно спектаклями назвать «фондовые» премьеры, состоявшиеся в Новой опере, трудно. Первая, «Маэстро» в хореографии Николая Андросова и Вероники Смирновой, скорее является литературно-художественной композицией. Тот случай, когда собираются профессионалы и славят кто как умеет кого-нибудь из великих. На сей раз -- маэстро Паганини, колена пред которым преклонили пианист Николай Петров и оркестр под управлением Евгения Колобова, танцовщица Илзе Лиепа (в роли самого Паганини) и премьер Большого Николай Цискаридзе (в роли его Музыки)... >>
  • //  01.06.2001
Ретроспектива фильмов Энди Уорхола в Музее кино
Когда, отстояв огромную очередь на первый бесплатный сеанс фильмов Уорхола и прослушав нескончаемую лекцию о специфике его авангардного кино, публика наконец-то с вожделением посмотрела на экран, по залу пронесся вздох отчаяния. На экране появилось черно-белое изображение мужского живота. В общем-то, все заранее знали, что им предстоит увидеть 37-минутный отрывок из фильма «Сон». Что фильм немой и в полной версии длится пять с половиной часов (при этом режиссер на полном серьезе называл картину незаконченной). И даже то, что живот этот принадлежит любовнику Уорхола, поэту Джону Джиорно, который на протяжении всего этого времени спокойно и неподвижно спит. Однако лишь когда «все уже началось», зрители по-настоящему осознали, что значит в течение почти 40 минут созерцать беззвучно вздымающиеся волоски вокруг пупка спящего поэта... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика