N°214 21 ноября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Девушка и демоны Каббалы Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского
Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой.
Этим сюжетом (еврейскую девушку разлучили с ее возлюбленным, он, отчаявшись, кинулся в изучение Каббалы, умер и, превратившись в духа -- Дибука, -- вселился в героиню на свадьбе) в истории театра не занимались люди бездарные. В 1922 году Вахтангов в студии «Габима» поставил вошедший в театральные легенды спектакль «Гадибук», а в году 1974-м Леонард Бернстайн сочинил «Вариации на тему Дибука» для Джерома Роббинса, сделавшего в New York City Ballet одноименный спектакль. Алексей Ратманский не стал лишним в столь звездной компании. Его балет, названный по имени главной героини, не просто встал в ряд постановок выпускника МАХУ, киевского, затем канадского солиста, а ныне премьера Датского королевского балета, но обозначил начало нового этапа в его работе. Непременной принадлежностью прежних спектаклей Ратманского было некоторое отстранение. Создавая «Прелести маньеризма» и «Взбитые сливки» (в антрепризе), мариинский «Поцелуй феи» и «Сны о Японии» в Большом, Ратманский не только сочинял балет, но рефлексировал над собственным сочинительством и виртуозно насмешничал над собой, как, впрочем, и над балетом вообще, над этой странной манерой людей выражать чувства столь высокопарно -- вставая на пуанты. «Леа» -- первый трагический балет Ратманского. А способностью поставить трагедию проверяется хореограф. На сцене тьма народа -- отцы и матери героев, соученики Ханнана, многочисленные родственники. Мелкие ансамбли разработаны и точны, каждая группка выполняет свою функцию. Все вместе создают необходимое колыхание жизни (если бы еще кордебалет работал получше: в столь жесткой конструкции малейшее нарушение рисунка кажется катастрофой). В эту толпу из двух противоположных кулис вбегают Леа (Нина Ананиашвили) и Ханнан (Джузеппе Пиконе) -- и замирают в объятиях друг друга. И сразу обозначается масштаб: это -- важно. Окружение -- нет. Поэтому какие-то события обозначаются скороговоркой. Смерть отца Ханнана, приход нового жениха в дом Леа происходят мгновенно, на них внимание не задерживается. Зато дуэты Леа и Ханнана -- все три -- длинны и тщательно проработаны. И первый дуэт -- накануне разлуки, нежный, тянущийся и безнадежный. И второй дуэт -- «запредельный», Ханнан уже не Ханнан, а Дибук, властно распоряжающийся девушкой. И третий дуэт -- прощальный, когда Дибука изгоняют раввины и двое влюбленных ожесточенно цепляются друг за друга, не желая расставаться. А в центре сорокаминутного балета возвышается огромная, мощная, отдельная сцена Каббалы. Ханнан, чтобы вернуть возлюбленную, старается подчинить себе потусторонние силы, высчитывая священные числа. Он рисует их в воздухе, но шесть явившихся демонов не слушаются, издеваются над ним, вьются вокруг. Ратманскому замечательно удается в этой сцене то суетливыми, то вдруг угрожающими перестроениями демонов передать тот душный ужас, что в конце концов уничтожает Ханнана. В этот вечер Нина Ананиашвили в первый раз отмечала 20-летие своей творческой деятельности (вторым празднованием будет концерт 7 декабря в Большом театре). «Леа», сделанный Ратманским, можно было бы назвать лучшим подарком к юбилею. Если бы этот подарок Ратманский не сделал прежде всего самому себе.
Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой... >>
Интерес к современной драматургии, охвативший ныне всю Европу, докатился и до фестиваля NET (новый европейский театр), позиционировавшего себя в первую очередь как фестиваль современной европейской режиссуры. Мало того что все спектакли, включенные в афишу третьего NET, были поставлены по современным пьесам, так в этой афише оказалась еще и программа Ш.А.Г., представляющая драматургию Швейцарии, Австрии и Германии последних лет... >>
Вот и закончился фестиваль NET. На неделю Центр Мейерхольда стал настоящим центром театральной жизни Москвы, своего рода клубом: здесь можно было встретить практически всех, кто интересуется актуальным театром. На последних двух спектаклях фестиваля, связанных с именем модного и многими горячо любимого драматурга, режиссера и актера Евгения Гришковца, был не просто аншлаг, а практически давка. В сущности, это и есть успех -- привлечь на фестиваль спектакли такого уровня, на которые приходят не только критики, коллеги по цеху, друзья и знакомые, но и посторонние, причем вполне заслуженные деятели искусств, которым, в общем, есть чем заняться и которые давно уже не ходят никуда только ради развлечения... >>
Искусство нонконформистов выставлено в музее Церетели Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Нонконформисты. 1955--1985» из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера. Период бури и натиска остался в далеком прошлом, и выставки неофициального советского искусства уже не вызывают былого ажиотажа, став почти классическими при живых-то авторах. Художники представлены известные, работы хорошо знакомые, только вот редкие в наших коллекциях, потому и привозят их из-за границы... >>
Вчера в Лондонском музее Виктории и Альберта состоялось торжественное открытие Британских галерей -- пятнадцати новых залов, вместивших в себя лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства Британии. Так один из интереснейших музеев прикладного искусства, находившийся длительное время в забвении из-за своей старомодности (полвека коллекция почти не обновлялась), решил вернуть посетителя... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|