N°214
21 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  21.11.2001
Девушка и демоны Каббалы
Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского

версия для печати
Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой.

Этим сюжетом (еврейскую девушку разлучили с ее возлюбленным, он, отчаявшись, кинулся в изучение Каббалы, умер и, превратившись в духа -- Дибука, -- вселился в героиню на свадьбе) в истории театра не занимались люди бездарные. В 1922 году Вахтангов в студии «Габима» поставил вошедший в театральные легенды спектакль «Гадибук», а в году 1974-м Леонард Бернстайн сочинил «Вариации на тему Дибука» для Джерома Роббинса, сделавшего в New York City Ballet одноименный спектакль. Алексей Ратманский не стал лишним в столь звездной компании. Его балет, названный по имени главной героини, не просто встал в ряд постановок выпускника МАХУ, киевского, затем канадского солиста, а ныне премьера Датского королевского балета, но обозначил начало нового этапа в его работе.

Непременной принадлежностью прежних спектаклей Ратманского было некоторое отстранение. Создавая «Прелести маньеризма» и «Взбитые сливки» (в антрепризе), мариинский «Поцелуй феи» и «Сны о Японии» в Большом, Ратманский не только сочинял балет, но рефлексировал над собственным сочинительством и виртуозно насмешничал над собой, как, впрочем, и над балетом вообще, над этой странной манерой людей выражать чувства столь высокопарно -- вставая на пуанты. «Леа» -- первый трагический балет Ратманского. А способностью поставить трагедию проверяется хореограф.

На сцене тьма народа -- отцы и матери героев, соученики Ханнана, многочисленные родственники. Мелкие ансамбли разработаны и точны, каждая группка выполняет свою функцию. Все вместе создают необходимое колыхание жизни (если бы еще кордебалет работал получше: в столь жесткой конструкции малейшее нарушение рисунка кажется катастрофой). В эту толпу из двух противоположных кулис вбегают Леа (Нина Ананиашвили) и Ханнан (Джузеппе Пиконе) -- и замирают в объятиях друг друга. И сразу обозначается масштаб: это -- важно. Окружение -- нет.

Поэтому какие-то события обозначаются скороговоркой. Смерть отца Ханнана, приход нового жениха в дом Леа происходят мгновенно, на них внимание не задерживается. Зато дуэты Леа и Ханнана -- все три -- длинны и тщательно проработаны. И первый дуэт -- накануне разлуки, нежный, тянущийся и безнадежный. И второй дуэт -- «запредельный», Ханнан уже не Ханнан, а Дибук, властно распоряжающийся девушкой. И третий дуэт -- прощальный, когда Дибука изгоняют раввины и двое влюбленных ожесточенно цепляются друг за друга, не желая расставаться.

А в центре сорокаминутного балета возвышается огромная, мощная, отдельная сцена Каббалы. Ханнан, чтобы вернуть возлюбленную, старается подчинить себе потусторонние силы, высчитывая священные числа. Он рисует их в воздухе, но шесть явившихся демонов не слушаются, издеваются над ним, вьются вокруг. Ратманскому замечательно удается в этой сцене то суетливыми, то вдруг угрожающими перестроениями демонов передать тот душный ужас, что в конце концов уничтожает Ханнана.

В этот вечер Нина Ананиашвили в первый раз отмечала 20-летие своей творческой деятельности (вторым празднованием будет концерт 7 декабря в Большом театре). «Леа», сделанный Ратманским, можно было бы назвать лучшим подарком к юбилею. Если бы этот подарок Ратманский не сделал прежде всего самому себе.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.11.2001
Состоялась мировая премьера спектакля «Леа» в постановке Алексея Ратманского
Театр танца Алексея Фадеечева открыл свой второй сезон вечером одноактных балетов. Этот формат становится привычным для небольшой труппы, предпочитающей собирать репертуар из скромных неоклассических опытов, а не стандартных для российского балета гигантов. Opus X Стэнтона Уэлша и «Между небом и землей» Трэя МакИнтайра были показаны в прошлом сезоне и повторены сейчас; «Леа» в постановке Алексея Ратманского стала мировой премьерой... >>
  • //  21.11.2001
Интерес к современной драматургии, охвативший ныне всю Европу, докатился и до фестиваля NET (новый европейский театр), позиционировавшего себя в первую очередь как фестиваль современной европейской режиссуры. Мало того что все спектакли, включенные в афишу третьего NET, были поставлены по современным пьесам, так в этой афише оказалась еще и программа Ш.А.Г., представляющая драматургию Швейцарии, Австрии и Германии последних лет... >>
  • //  21.11.2001
Вот и закончился фестиваль NET. На неделю Центр Мейерхольда стал настоящим центром театральной жизни Москвы, своего рода клубом: здесь можно было встретить практически всех, кто интересуется актуальным театром. На последних двух спектаклях фестиваля, связанных с именем модного и многими горячо любимого драматурга, режиссера и актера Евгения Гришковца, был не просто аншлаг, а практически давка. В сущности, это и есть успех -- привлечь на фестиваль спектакли такого уровня, на которые приходят не только критики, коллеги по цеху, друзья и знакомые, но и посторонние, причем вполне заслуженные деятели искусств, которым, в общем, есть чем заняться и которые давно уже не ходят никуда только ради развлечения... >>
  • //  21.11.2001
Искусство нонконформистов выставлено в музее Церетели
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Нонконформисты. 1955--1985» из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера. Период бури и натиска остался в далеком прошлом, и выставки неофициального советского искусства уже не вызывают былого ажиотажа, став почти классическими при живых-то авторах. Художники представлены известные, работы хорошо знакомые, только вот редкие в наших коллекциях, потому и привозят их из-за границы... >>
  • //  21.11.2001
Вчера в Лондонском музее Виктории и Альберта состоялось торжественное открытие Британских галерей -- пятнадцати новых залов, вместивших в себя лучшие коллекции декоративно-прикладного искусства Британии. Так один из интереснейших музеев прикладного искусства, находившийся длительное время в забвении из-за своей старомодности (полвека коллекция почти не обновлялась), решил вернуть посетителя... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика