N°198 26 октября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Леонарды авангарда Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш
Пока главнокомандующий московских музеев -- Государственная Третьяковская галерея -- мирно почивает на лаврах, довольствуясь показом остатков больших петербургских выставок, эксклюзивную историю искусства XX века представляет неутомимая Марина Лошак в своем Центре искусств на Неглинной. Сначала она выставила лучшего Филонова из Русского музея. Затем -- впервые в России -- менеджера русского футуризма Давида Бурлюка. Потом -- неведомого Бориса Анисфельда из частных коллекций. Теперь вот -- целое направление в русском авангарде, «Органику».
«Органика» объединила визионеров беспредметничества -- Елену Гуро, семью художников Эндеров, Павла Мансурова. В 10--20-е годы эти тихие мистики были задвинуты более наглыми и идеологически подкованными супрематистами и конструктивистами. Своим гуру члены «Органики» почитали теософа-любителя, бывшую «первую скрипку» петербургского Придворного оркестра Михаила Матюшина. О Матюшине, прославившемся своей музыкой к футуристической опере «Победа над солнцем», вспомнили лишь в последние годы. В немалой степени благодаря энергии искусствоведа Аллы Повелихиной. Недавно она сделала большую выставку «органиков» в кельнской галерее знаменитого коллекционера русского авангарда Кристины Гмуржинска. Экспозиция у Лошак -- первая презентация «органиков» в России. По словам Аллы Повелихиной, нынешняя выставка никак не дублирует кельнскую. Там экспонировались работы из частных собраний Запада. На выставку у Лошак работы отцеживались изо всех архивов и музеев России, включая Вятку, Краснодар и Сыктывкар. Экспозиция стала искусствоведческой сенсацией, но проверено временем: сенсацию лучше ждать, чем с ней встречаться. Горизонты ожидания бывают нарушены. Отчасти так вышло и на сей раз. Конечно, замечательно, что группа последователей Матюшина объявила себя духовидцами, называлась кришнаитским термином «Зорвед» (зрение + ведание) и понимала творчество как «богодействие». Такая смесь знаний и устремлений -- удел гениев и... дилетантов (вспомним, что скрипач Матюшин обратился к живописи в возрасте около сорока лет). В текстах и живописи «зорведовцев» много цветных туманов. Чтобы ориентироваться в них, логика бесполезна: провалишься в очередной бездонный афоризм, универсальный и оттого бесформенный. Вроде такого фрагмента из Матюшина: «Художник должен теперь в своем глубинном «Я», отторгшемся от всех мер и условий, «зачать» от природы, в большом сокрытии, выносить и родить еще невиданное и не копируемое...» Видимо, для того, чтобы посетители окончательно не теряли почву под ногами, дизайнеры экспозиции раскатали в залах живые зеленые газончики. Они как бы иллюстрируют идею непрерывного становления творящей природы. На выставке Филонова аналитический метод иллюстрировали микроскопы, в которых видны были молекулы кленовых листьев. И в том и в другом случае остроумный дизайнерский ход для понимания творческого метода оказался ценнее алхимических трактатов самих авангардных гуру. Он просто напомнил, что афоризм и трюизм -- весьма близкие понятия. И нарисованные разноцветные ленты Мебиуса, которые ученики Матюшина считали пространственной «упаковкой мира», вполне могут сгодиться в утилитарных целях. Например, как заставки компьютерных программ.
Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш Пока главнокомандующий московских музеев -- Государственная Третьяковская галерея -- мирно почивает на лаврах, довольствуясь показом остатков больших петербургских выставок, эксклюзивную историю искусства XX века представляет неутомимая Марина Лошак в своем Центре искусств на Неглинной. Сначала она выставила лучшего Филонова из Русского музея. Затем -- впервые в России -- менеджера русского футуризма Давида Бурлюка. Потом -- неведомого Бориса Анисфельда из частных коллекций. Теперь вот -- целое направление в русском авангарде, «Органику»... >>
София Губайдуллина отметила семидесятилетие в храме Христа Спасителя Огромный, расписанный ликами православных святых и покрытый ворсистыми коврами (что убивает всякую акустику на корню) зал церковных соборов ХХС, или, как говорят москвичи, «Храма Хри», стал свидетелем паломничества всевозможных знаменитостей, пришедших засвидетельствовать почтение живому классику ХХI века Софии Губайдуллиной. Правда, из 1200 мягких архиерейских кресел свободными оказалось больше половины, а микрофонное усиление живых инструментов больше напоминало площадной репродуктор, чем профессиональную подзвучку, но триумф состоялся... >>
Большой и Мариинский театры поедут друг к другу в гости Нынешние обменные гастроли двух театров -- очередная акция ассоциации «Золотая маска», с завидным упорством старающейся подружить монстров отечественной театральной культуры, еще несколько лет назад не желавших знать друг о друге. Сплошные выгоды этого проекта сознают все его участники: «Золотая маска» осваивает новые земли (в 2003 году ассоциация планирует провести свой фестиваль и в Питере), Мариинка и Валерий Гергиев получают доступ к всегда радушной московской публике, а Большой театр набирается опыта у своих северных коллег... >>
Юрий Грымов представил свою новую картину «Коллекционер» Значит так. Юрий Грымов снял кино с «беспрецедентным для России звуком», «прекрасным изображением» и «эффектным дизайном». Это самоопределение -- цитаты взяты из пресс-релиза фильма... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|