N°198
26 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  26.10.2001
Леонарды авангарда
Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш

версия для печати
Пока главнокомандующий московских музеев -- Государственная Третьяковская галерея -- мирно почивает на лаврах, довольствуясь показом остатков больших петербургских выставок, эксклюзивную историю искусства XX века представляет неутомимая Марина Лошак в своем Центре искусств на Неглинной. Сначала она выставила лучшего Филонова из Русского музея. Затем -- впервые в России -- менеджера русского футуризма Давида Бурлюка. Потом -- неведомого Бориса Анисфельда из частных коллекций. Теперь вот -- целое направление в русском авангарде, «Органику».

«Органика» объединила визионеров беспредметничества -- Елену Гуро, семью художников Эндеров, Павла Мансурова. В 10--20-е годы эти тихие мистики были задвинуты более наглыми и идеологически подкованными супрематистами и конструктивистами. Своим гуру члены «Органики» почитали теософа-любителя, бывшую «первую скрипку» петербургского Придворного оркестра Михаила Матюшина. О Матюшине, прославившемся своей музыкой к футуристической опере «Победа над солнцем», вспомнили лишь в последние годы. В немалой степени благодаря энергии искусствоведа Аллы Повелихиной. Недавно она сделала большую выставку «органиков» в кельнской галерее знаменитого коллекционера русского авангарда Кристины Гмуржинска. Экспозиция у Лошак -- первая презентация «органиков» в России. По словам Аллы Повелихиной, нынешняя выставка никак не дублирует кельнскую. Там экспонировались работы из частных собраний Запада. На выставку у Лошак работы отцеживались изо всех архивов и музеев России, включая Вятку, Краснодар и Сыктывкар. Экспозиция стала искусствоведческой сенсацией, но проверено временем: сенсацию лучше ждать, чем с ней встречаться. Горизонты ожидания бывают нарушены. Отчасти так вышло и на сей раз.

Конечно, замечательно, что группа последователей Матюшина объявила себя духовидцами, называлась кришнаитским термином «Зорвед» (зрение + ведание) и понимала творчество как «богодействие». Такая смесь знаний и устремлений -- удел гениев и... дилетантов (вспомним, что скрипач Матюшин обратился к живописи в возрасте около сорока лет). В текстах и живописи «зорведовцев» много цветных туманов. Чтобы ориентироваться в них, логика бесполезна: провалишься в очередной бездонный афоризм, универсальный и оттого бесформенный. Вроде такого фрагмента из Матюшина: «Художник должен теперь в своем глубинном «Я», отторгшемся от всех мер и условий, «зачать» от природы, в большом сокрытии, выносить и родить еще невиданное и не копируемое...»

Видимо, для того, чтобы посетители окончательно не теряли почву под ногами, дизайнеры экспозиции раскатали в залах живые зеленые газончики. Они как бы иллюстрируют идею непрерывного становления творящей природы. На выставке Филонова аналитический метод иллюстрировали микроскопы, в которых видны были молекулы кленовых листьев. И в том и в другом случае остроумный дизайнерский ход для понимания творческого метода оказался ценнее алхимических трактатов самих авангардных гуру. Он просто напомнил, что афоризм и трюизм -- весьма близкие понятия. И нарисованные разноцветные ленты Мебиуса, которые ученики Матюшина считали пространственной «упаковкой мира», вполне могут сгодиться в утилитарных целях. Например, как заставки компьютерных программ.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.10.2001
Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш
Пока главнокомандующий московских музеев -- Государственная Третьяковская галерея -- мирно почивает на лаврах, довольствуясь показом остатков больших петербургских выставок, эксклюзивную историю искусства XX века представляет неутомимая Марина Лошак в своем Центре искусств на Неглинной. Сначала она выставила лучшего Филонова из Русского музея. Затем -- впервые в России -- менеджера русского футуризма Давида Бурлюка. Потом -- неведомого Бориса Анисфельда из частных коллекций. Теперь вот -- целое направление в русском авангарде, «Органику»... >>
  • //  26.10.2001
София Губайдуллина отметила семидесятилетие в храме Христа Спасителя
Огромный, расписанный ликами православных святых и покрытый ворсистыми коврами (что убивает всякую акустику на корню) зал церковных соборов ХХС, или, как говорят москвичи, «Храма Хри», стал свидетелем паломничества всевозможных знаменитостей, пришедших засвидетельствовать почтение живому классику ХХI века Софии Губайдуллиной. Правда, из 1200 мягких архиерейских кресел свободными оказалось больше половины, а микрофонное усиление живых инструментов больше напоминало площадной репродуктор, чем профессиональную подзвучку, но триумф состоялся... >>
  • //  26.10.2001
Большой и Мариинский театры поедут друг к другу в гости
Нынешние обменные гастроли двух театров -- очередная акция ассоциации «Золотая маска», с завидным упорством старающейся подружить монстров отечественной театральной культуры, еще несколько лет назад не желавших знать друг о друге. Сплошные выгоды этого проекта сознают все его участники: «Золотая маска» осваивает новые земли (в 2003 году ассоциация планирует провести свой фестиваль и в Питере), Мариинка и Валерий Гергиев получают доступ к всегда радушной московской публике, а Большой театр набирается опыта у своих северных коллег... >>
  • //  26.10.2001
Юрий Грымов представил свою новую картину «Коллекционер»
Значит так. Юрий Грымов снял кино с «беспрецедентным для России звуком», «прекрасным изображением» и «эффектным дизайном». Это самоопределение -- цитаты взяты из пресс-релиза фильма... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика