N°198
26 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  26.10.2001
Каша из головы
Юрий Грымов представил свою новую картину «Коллекционер»

версия для печати
Значит так. Юрий Грымов снял кино с «беспрецедентным для России звуком», «прекрасным изображением» и «эффектным дизайном». Это самоопределение -- цитаты взяты из пресс-релиза фильма. В этом же пресс-релизе взрослый вроде бы человек Юрий Грымов всерьез рассуждает: «Кино -- это прежде всего зрелище... Работать должно все: от актера до самой незначительной на первый взгляд подробности. Я не знаю, увидит ли кто-нибудь, что окровавленная тряпка в руках Петра похожа на вынутое из груди сердце. Но для меня это важно». Это о форме. Что касается содержания, то тут степень глубокомыслия и вовсе зашкаливает: «Человек тоже создан по Образу и Подобию, но кто упрекнет эту подделку в неподлинности?» Или: «Каждый из нас -- экземпляр чьей-то коллекции». Эти откровения, интересные разве что подростку в стадии гиперинтеллектуальности, щедро звучат и в тексте картины, на удивление многословной. На пресс-конференции Грымов сказал, что кино для него -- это прежде всего живопись, поэтому в фильме есть сцены, где на протяжении двадцати минут никто не произносит ни одного слова. Зато все остальное время текст валом валит. На фоне бесконечной смены натюрмортов, в которых тела и лица актеров перемешаны с попугаями, бабочками, лягушками, часами, пирожными, рыбами, пузырьками и прочей бутафорией. Видимо, по Грымову, идеальный кинематограф -- это слайд-фильм с закадровыми комментариями. Причем всего должно быть много -- крови, похожей на краску для автомобилей, искусственных фаллосов, игрушечных санта-клаусов, девушек-красавиц с длинными кудрями и псевдофилософских парадоксов. И пусть бы, но почему-то из всех возможных визуальных образов Юрий Грымов выбирает самые заезженные и расхожие. То же и с текстами: чем загадочней и кудрявей пытается выразить себя автор, тем более банальные слова звучат. Он пугает, а нам не страшно. Он цитирует, а нам кажется, что подражает. Он завлекает, а в зале зевают.

Грымов в личном общении в сто раз забавней и ярче, чем его произведения. Сам он считает, что фильм соответствует его «представлению о публичном воплощении своих мыслей». С мыслями у него не очень, и, наверно, по-хорошему, не стоило бы торопиться с их публичным воплощением. Потому что, как признается сам автор, он просто «делал фильм о том, что было у него в голове на тот момент». А в голове у него, простите, каша. Которую он на публику и вываливает. Не переваренной.

Вообще-то, в публичных извержениях нет ничего особо притягательного. Но хуже всего, что в поисках нового языка наш модернист и не догадывается, что у любого высказывания есть структура. В фильме «Му-му», на мой взгляд малоудачном, но более вменяемом, где-то на заднем плане маячил сюжет повести Тургенева. Искаженный, замусоренный, неосознанно спародированный, он все-таки служил неким каркасом. Теперь у Грымова нет никаких ограничений -- не повесть же Левана Варази за таковые принимать. И Грымова несет в даль неоглядную.

Да, нашлись люди, которые дали ему денег. В том числе и в Госкино. (Грымов говорит, потрачено полтора миллиона долларов; по фильму кажется, что меньше, но большая часть, возможно, ушла на рекламу.) Какая-то американская компания собирается прокатывать фильм в Европе. Всякое бывает. Но как представишь себе череду кинозалов, где сидят люди и рассматривают этих рыб в бассейнах, говорящих воронов, лица актеров в нашлепках бутафорских ссадин, становится мучительно скучно. А Грымова жалко. Ведь талантливый мог получиться художник, если бы его кто-нибудь научил, что за пределами его собственной личности лежит большой мир, перед реальностью которого имеет смысл склониться. Быть смиреннее и скромнее. На четвертом десятке уж точно пора.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.10.2001
Центр искусств на Неглинке снова показал Третьяковке кукиш
Пока главнокомандующий московских музеев -- Государственная Третьяковская галерея -- мирно почивает на лаврах, довольствуясь показом остатков больших петербургских выставок, эксклюзивную историю искусства XX века представляет неутомимая Марина Лошак в своем Центре искусств на Неглинной. Сначала она выставила лучшего Филонова из Русского музея. Затем -- впервые в России -- менеджера русского футуризма Давида Бурлюка. Потом -- неведомого Бориса Анисфельда из частных коллекций. Теперь вот -- целое направление в русском авангарде, «Органику»... >>
  • //  26.10.2001
София Губайдуллина отметила семидесятилетие в храме Христа Спасителя
Огромный, расписанный ликами православных святых и покрытый ворсистыми коврами (что убивает всякую акустику на корню) зал церковных соборов ХХС, или, как говорят москвичи, «Храма Хри», стал свидетелем паломничества всевозможных знаменитостей, пришедших засвидетельствовать почтение живому классику ХХI века Софии Губайдуллиной. Правда, из 1200 мягких архиерейских кресел свободными оказалось больше половины, а микрофонное усиление живых инструментов больше напоминало площадной репродуктор, чем профессиональную подзвучку, но триумф состоялся... >>
  • //  26.10.2001
Большой и Мариинский театры поедут друг к другу в гости
Нынешние обменные гастроли двух театров -- очередная акция ассоциации «Золотая маска», с завидным упорством старающейся подружить монстров отечественной театральной культуры, еще несколько лет назад не желавших знать друг о друге. Сплошные выгоды этого проекта сознают все его участники: «Золотая маска» осваивает новые земли (в 2003 году ассоциация планирует провести свой фестиваль и в Питере), Мариинка и Валерий Гергиев получают доступ к всегда радушной московской публике, а Большой театр набирается опыта у своих северных коллег... >>
  • //  26.10.2001
Юрий Грымов представил свою новую картину «Коллекционер»
Значит так. Юрий Грымов снял кино с «беспрецедентным для России звуком», «прекрасным изображением» и «эффектным дизайном». Это самоопределение -- цитаты взяты из пресс-релиза фильма... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика