N°169 17 сентября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Пастораль под арфу Третьяковка открыла сезон экспозицией собрания Веры Дуловой
Собрание Третьяковки началось как частная коллекция, поэтому вполне логично, что ее новый сезон открылся экспозицией частного же собрания, подаренного музею. Собрание завещано галерее профессором Московской консерватории, великой арфисткой Верой Дуловой.
В раннем детстве Вера Дулова мечтала играть на виолончели. Стань она виолончелисткой, ее коллекция, возможно, была бы другой. Но выбрана была арфа. И это многое объясняет. Например, то, что в собрании Веры Георгиевны полностью отсутствует авангардное искусство 10--20-х годов. Зато имеется множество пейзажей известных (Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Николай Дубовской) и малоизвестных (Василий Мешков, Константин Первухин, Алексей Исупов) художников второй половины XIX века. Лунные ночи, сиреневые туманы, усадебные палисаднички, гостиные с красными обоями и розовыми подушечками... Красивый этюдик Константина Коровина похож на эскиз сценографии с непременными печальными полянами, волнистыми туманами и одиноким огоньком в одинокой избушке. Сам Коровин назвал этюд строками известного городского романса на стихи Пушкина: «Я ехал к Вам... и месяц с левой стороны...». Этот этюд Вера Дулова подарила супругу -- солисту оперы Большого театра Александру Батурину, о чем сохранилась трогательная надпись на обороте подрамника. Смотришь на коровинский пейзаж -- и представляешь себе уютный домашний концерт: романса трепетные звуки под арфовый аккомпанемент. Так, кстати, этот инструмент и использовался в XVIII--XIX вв. Был непременным атрибутом семейного музицирования. Лебединая грация золотой арфы может показаться вычурной, городские романсы могут наскучить, а бисерно написанные картинки с лунными дорожками -- утомить. Спасает, как всегда, чувство меры и вкуса. И то и другое у великой арфистки было. Сомневаться не приходится. Хотя бы потому, что благодаря Вере Дуловой Третьяковка хвастается теперь еще несколькими шедеврами Алексея Саврасова, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Георгия Якулова. Пожалуй, меньше всего повезло Вере Георгиевне с ее собственными портретами. Даже тонкий вкус оказался бессилен перед маленькой слабостью музыкальной гранд-дамы -- желанием выглядеть на своих портретах кинозвездой из фильмов Александрова. Эффект, понятно, получался комическим. Например, реалист Василий Яковлев выбрал композицию парадного портрета первой знаменитой российской арфистки Глафиры Алымовой, которую во времена Екатерины II писал Дмитрий Левицкий. Даже платье на Дуловой «алымовское», из белого атласа, а арфа -- в каком-то немыслимом готическом стиле со скульптурами на раме. Только вместо милого кокетства Алымовой в портрете Веры Дуловой Яковлев запечатлел идеал советских тридцатых -- «отличница, комсомолка, спортсменка». Впрочем, обсуждать портреты Веры Георгиевны не совсем корректно. Ведь завещанная Третьяковке коллекция изначально предназначалась для семейного просмотра. Это прежде всего радости частного человека, своего рода такое же домашнее музицирование.
Александр Ширвиндт в очередной раз сыграл самого себя В пьесе Жана Ануя «Орнифль» речь идет о модном поэте, а точнее, о модном текстовике. Орнифль -- это такой Илья Резник, с той лишь разницей, что в отличие от российского клона он отдает себе отчет в собственной бездарности. Он в меру ироничен, не в меру остроумен, предельно циничен и очевидно умен. Он не ведает вдохновения, но в совершенстве овладел ремеслом. Он так талантливо бездарен и так восхитительно аморален, что хочется воскликнуть: «Браво!..» >>
Группа Coil впервые выступила в Москве «Вначале были Throbbing Gristle, Throbbing Gristle родили Psychic TV, Psychic TV родили Coil...» Так должен был начинаться Ветхий Завет английского индастриала -- музыкального направления, которое вот уже четверть века «не дает покоя» не кому-то конкретно, а в принципе. И в пульсации шумов, производимых адептами этого стиля, звуки Coil -- одни из самых загадочных и манящих... >>
Третьяковка открыла сезон экспозицией собрания Веры Дуловой Собрание Третьяковки началось как частная коллекция, поэтому вполне логично, что ее новый сезон открылся экспозицией частного же собрания, подаренного музею. Собрание завещано галерее профессором Московской консерватории, великой арфисткой Верой Дуловой... >>
Завершившийся неделю назад 58-й Венецианский кинофестиваль отдал свой главный приз картине «Свадьба в сезон дождей», эксплуатирующей эстетику индийского массового кинематографа. Жюри во главе с признанным современным классиком Нанни Моретти выбором своим никого не скандализировало -- похлопали и разошлись. И все же не оставляет впечатление, что экзотика давно уже стала для европейских фестивалей чем-то вроде палочки-выручалочки, способа сохранить лицо и достичь нестыдного компромисса... >>
В России учреждено «Флорентийское общество» Ранним утром 27 мая 1993 года сицилийская мафия взорвала во Флоренции всемирно известную галерею Уфицци и примыкающие дома. Люди и картины погибли во сне.
Галерея была символом европейской культуры. Торговый центр в Нью-Йорке был символом американской экономики и архитектуры.
Учрежденное на днях в России «Флорентийское общество» было задумано еще до американской трагедии. После нее тема Возрождения возникает как бы заново: теперь Ренессанс -- это «воспоминания о будущем», о возможности подъема цивилизации после попытки ее разрушения... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|