N°164
10 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  10.09.2001
Монокль против серпа и молота
На фестивале в Венеции новаторство и консерватизм меняются местами и масками

версия для печати
Венецианский -- старейший европейский фестиваль. В 1932 году он начал свою работу с показа «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» Рубена Мамуляна. Кажется, эта классическая история о двух сторонах человеческой природы предопределила двойственность европейского фестивального движения в целом. Оно разрывается между респектабельностью и бунтом, традицией и экспериментом, буржуазностью и анархией.

В этом году в Венеции эту двойственность попытались если не устранить, то структурно оформить: был введен второй, параллельный конкурс «Кино сегодняшнего дня», в котором предполагалось отметить экспериментальные, новаторские картины. Из этой затеи мало что получилось: обладателем «Льва года» («Кино сегодняшнего дня») стал француз Лоран Канте с традиционной психологической драмой «Трата времени» (Emploi du temps; его производственная драма «Отдел кадров» была не без оснований показана на ММКФ в программе «Соцреализм: вчера и сегодня»). В то время как самой экспериментальной и смелой работой, по мнению профессионалов и критиков, стала картина из основного конкурса -- «Жаркие летние дни» (Hundstage) австрийца Ульриха Зайдля.

Получив Гран-при жюри из рук актрисы Сесилии Рот, Зайдль вставил в левый глаз монокль и зачитал сдержанную приветственную речь. Наружность его эффектно контрастировала с внешним видом словенского режиссера Яна Цвитковича («Хлеб и молоко»), который вышел за премией Луиджи де Лаурентиса и чеком на 100 тысяч долларов в майке с серпом и молотом на груди. Еще один парадокс: создатель очередного тривиального «фильма на экспорт» о восточноевропейской пьяной духовности красуется в революционной футболке, а настоящий революционер кино носит монокль... Так что развести разные полюса мирового кино по отдельным секциям не удается: если разделить полюса магнита, каждый из них превратиться в новый магнит со своим югом и севером.

Именно Зайдлю многие прочили «Золотого льва». Его имя почти неизвестно тем, кто интересуется только игровым кино, но наверняка знакомо любителям кино документального. Для Зайдля нет запретных тем, а его героям неведомо такое чувство, как стыд. Он снимал об австрийцах, которые женятся на бессловесных секс-игрушках из Таиланда или с Филиппин («Последние настоящие мужчины»), о патологической любви хозяев к своим домашним питомцам («Животная любовь»), о темной стороне модельного бизнеса («Фотомодели»). «Жаркие летние дни» стали его первой игровой работой, но его жесткий аналитический подход к героям не изменился, тем более что едва ли не половина его актеров -- непрофессионалы, порой дебютировавшие в кино на шестом-седьмом десятке. Отличить их в кадре от профессионалов практически невозможно: степень эмоционального напряжения в фильме бывает так велика, что кино перестает быть ремеслом и становится то ли сеансом гипноза, то ли подглядыванием в замочную скважину.

Надо отдать должное председателю жюри основного конкурса режиссеру Нанни Моретти. Нет ничего более противоположного друг другу, чем его собственный фильм «Комната сына» («Золотая пальмовая ветвь» Канн) -- история о том, что маленькому буржуа все нипочем, даже смерть и небытие, и «Жаркие летние дни» Зайдля -- шесть переплетенных историй о том, как эти самые маленькие буржуа, заблудившиеся в предместьях большого города, сходят с ума и оказываются в прижизненном аду. И все-таки Моретти отдал Зайдлю Гран-при жюри, хотя и пожалел «Золотого льва», присужденного живописной фреске Миры Наир «Свадьба в сезон дождей».
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.09.2001
Вручены награды 58-го кинофестиваля в Венеции
«Золотой лев» Венецианского фестиваля достался индианке Мире Наир за фильм «Свадьба в сезон дождей». Фильм состоит из нескольких переплетающихся историй, в которых участвуют съехавшиеся на свадьбу в Дели члены огромного семейства. Их основное настроение -- безраздельное веселье и половодье чувств, совсем как в том индийском кино, к которому мы привыкли по советскому прокату. Бесспорным лидером конкурсной программы эту картину назвать трудно, но общий расклад призов ни у кого радикальных возражений не вызвал: награждены почти все сколько-нибудь заметные работы... >>
  • //  10.09.2001
Соискатели десятого «русского Букера» на финишной прямой
Нынешнему жюри премии Smirnoff-Букер сильно повезло. Прозаик Юрий Давыдов (председатель), литературный критик Наталья Иванова, режиссер Дмитрий Бертман, издатель Вадим Назаров (Санкт-Петербург) и поэт (а также критик, издатель, телеведущий) Александр Шаталов обрели право на «чистку» «длинного списка» претендентов. Причем снимать с дистанции дозволено не только сочинения, нарушающие жанровые и временные параметры премии, но и халтуру, подсунутую добродушными кумовьями-номинаторами... >>
  • //  10.09.2001
В Москву из Техаса привезли картину Гейнсборо
В ГМИИ имени Пушкина открылась очередная выставка одной картины, на этот раз -- «Пейзаж с дровосеком» Томаса Гейнсборо, одного из крупнейших английских живописцев XVIII века. Картину привезли из Хьюстона, штат Техас, в рамках широкомасштабной программы обмена выставками между Пушкинским и хьюстонским Музеем изящных искусств... >>
  • //  10.09.2001
На фестивале в Венеции новаторство и консерватизм меняются местами и масками
Венецианский -- старейший европейский фестиваль. В 1932 году он начал свою работу с показа «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» Рубена Мамуляна. Кажется, эта классическая история о двух сторонах человеческой природы предопределила двойственность европейского фестивального движения в целом. Оно разрывается между респектабельностью и бунтом, традицией и экспериментом, буржуазностью и анархией... >>
  • //  10.09.2001
Фотографии американского профессора показаны в Музее архитектуры
Выставка «Русский Север. Свидетельство Уильяма Брумфилда» в Музее архитектуры -- это действительно свидетельство. Документальное свидетельство американца о существовании огромной страны за пределами Москвы, красивой, гигантскими расстояниями и невозможными дорогами по-прежнему отрезанной от остального мира... >>
  • //  10.09.2001
Андрей Гончаров прожил долгую жизнь, с раннего детства связанную с театром. Его мать была актрисой, отец работал концертмейстером в ГАБТе. Он учился в Леонтьевском переулке, том самом, где стоит особняк основателя Художественного театра, и уже в школе стал руководителем драмкружка. Он видел постановки Мейерхольда и Станиславского и даже сидел на репетициях «Трех сестер» Немировича. Премьера его первого спектакля должна была состояться 22 июня 1941 года... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика