N°122
12 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  12.07.2001
Мемориальный хаос
Москва и Россия делят между собой памятники истории и культуры

версия для печати
У столицы нашей родины появились проблемы, свойственные скорее какому-нибудь уездному городку N. В адрес мэрии поступил ряд совместных писем Минкульта и Госкомимущества с требованием передать памятники истории и культуры общероссийского значения из московской собственности в федеральную. Правовым обоснованием этого требования стало давнее (от 27 декабря 1991 года) постановление Верховного Совета РФ №3020-1. Москве был предъявлен список более чем из 600 памятников, находящихся сейчас на балансе городского Главного управления охраны памятников (ГУОП), которые она должна вернуть федерации. Любопытно, что в их числе дом генерал-губернатора Москвы З.Г. Чернышева, более известный как «Тверская, 13» (здание мэрии), а также старое здание Московской думы (Музей В.И. Ленина).

Москва встала на защиту своих владений, причем в борьбе с федеральным центром объединились обе ветви городской власти. В конце мая Мосгордума направила письмо президенту «О недопустимости изъятия у столицы Российской Федерации -- города Москвы памятников истории и культуры». А на днях в МГД состоялось совещание с участием представителей мэрии, ГУОП, Москомимущества, на котором было решено направить запрос в Конституционный суд об отмене неудобного постановления 3020-1, а также новые письма президенту и правительству. «Не отдадим Москву!» -- в дружном порыве решили участники совещания.

Аргументы московской стороны против передачи исторических зданий выглядят вроде бы убедительно. «Сегодня в Москве нетрудно обнаружить закономерность, что если дом -- памятник истории и культуры отреставрирован и приведен в полный порядок, то он чаще всего находится в городской собственности, если же эксплуатируется небрежно и нерационально, то чаще всего такое здание находится в ведении федеральных учреждений», -- отмечается в письме МГД.

Ремонт, однако, можно делать по-разному. Лучший ответ на вопрос, какого рода «реставрация» производится в Москве, дает, как ни странно, сама же Мосгордума. Пока готовилось письмо против передачи памятников, комиссия по социальной политике МГД провела исследование ситуации, сложившейся вокруг нашего архитектурного наследства. Речь идет прежде всего о Петровском подъездном дворце на Ленинградском проспекте, три года назад переданном по указу президента из федеральной собственности в московскую. Комиссия рассмотрела проект реставрации дворцово-паркового ансамбля XVIII века, выполненный замначальником ГУОП Алексеем Куренным. Он значительно «усовершенствует» памятник, причудливо сочетающий готические и древнерусские формы с классицистической композицией. В залах, где останавливались императоры перед въездом в столицу, разместится гостиница класса «делюкс», а на территории внутреннего двора появятся подземный гараж и ресторан. По подсчетам комиссии, проект противоречит по меньшей мере семи статьям недавно принятого московского закона об охране памятников. В числе прочего закон настаивает на «обеспечении общественной доступности памятников», приоритетном использовании памятников для развития науки, образования и культуры, соблюдении особого режима их охраны, при котором запрещаются капитальное строительство и реконструкция.

Впрочем, не исключено, что к мнению депутатов в мэрии прислушаются, и дворец не постигнет участь другого уникального здания -- Гостиного двора, в котором от Джакомо Кваренги осталось не более половины. Стеклянный купол в мелкую клетку, почему-то не разобранная строителями техническая надстройка, напоминающая будку часового, -- все это вызывает ассоциации, весьма далекие от «века Просвещения». Были нарушены и важнейшие конструктивные особенности памятника. «Где вы видели, чтобы у классицистического здания кровля была выше фасада», -- заметил как-то в беседе с вашим корреспондентом один из ведущих московских реставраторов.

Это что касается крупных памятников. Но есть еще и так называемая «средовая застройка» -- типичные особняки и усадьбы до- и послепожарной Москвы. Вам, наверное, не раз приходилось видеть ухоженные двухэтажные домики, выдержанные в классических пропорциях, но со странными деталями -- угрожающе нависшим карнизом-оковалком, дергаными линиями наличников, осыпающимися барельефами? То ли действительно отремонтированный старый дом, то ли голливудская декорация. Возникают подобные постройки так: сначала появляется необходимость построить гараж для офиса, затем здание признается ветхим и разбирается. Вместо толстых кирпичных стен возводятся тонкие бетонные (это дает немалый выигрыш в офисных площадях), на нем укрепляется слой утеплителя, затем штукатурка и украшения -- в лучшем случае из гипса, а в большинстве случаев из пластика. Так возникают муляжи. Их по Москве сотни.

За шумом, поднятым вокруг передачи памятников в ведение федерации, от внимания общественности как-то ускользнул обратный процесс. Ведь Москва -- в основном под предлогом ликвидации долгостроя -- регулярно получает в свое распоряжение федеральные памятники истории и культуры. Кроме Петровского дворца Москве были переданы усадьбы Губина на Петровке, 25, и дворец князей Долгоруких на Пречистенке, 19. Оба были приватизированы и радикально усовершенствованы Зурабом Церетели. В феврале этого года на закрытом совещании в мэрии с участием министра культуры Михаила Швыдкого была достигнута предварительная договоренность о передаче Москве комплекса зданий на Школьной улице (расположенные там купеческие особняки были приведены в полный «архитектурный порядок» разместившимися в них реставрационными фирмами) и Крутицкого подворья. В обмен на это город обещал федерации все тот же бывший Музей Ленина (для Исторического музея) и... квартиры для видных деятелей культуры и искусства, а также сотрудников центрального аппарата Минкульта! А в июне распрощались с федеральным статусом еще несколько памятников -- Шталмейстерский дворец XVII--XVIII вв. в Малом Знаменском переулке и комплекс усадьбы Н.А. Черкасского конца XVIII -- начала XX века на Тверской улице. Все эти памятники тоже ожидает капремонт.

«В Москве сложилась странная ситуация: один и тот же орган -- ГУОП -- одновременно контролирует сохранность памятников и сдает их в аренду. Между тем имущественные отношения должны быть вне сферы деятельности органов охраны памятников», -- считает председатель комиссии Мнкульта по охране наследия, директор Госинститута искусствознания Алексей Комеч. По его словам, идея передачи памятников центру имеет целью разделить эти функции и сохранить для реставрации средства, получаемые от аренды. «Организуется федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры при Минкульте, на спецсчет которого и будут поступать эти деньги. Средства эти по заявкам от регионов будут возвращаться в виде федеральных программ по реставрации, а другая часть поступит на содержание федеральных памятников. Сейчас же средства от аренды памятников растворяются в московском и других местных бюджетах», -- говорит Алексей Комеч.

Разработчики этой схемы надеются, что она даст возможность отреставрировать и Дом Пашкова, и Большой театр, и «Царицыно», и другие памятники, занимаемые неимущими федеральными организациями. А если этого не произойдет, то рано или поздно их «приведет в порядок» Москва.
Александра ТОЛСТИХИНА

реклама

[an error occurred while processing this directive] Окна в Воронеже купить okontyvrn.ru
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.07.2001
Москва и Россия делят между собой памятники истории и культуры
У столицы нашей родины появились проблемы, свойственные скорее какому-нибудь уездному городку N. В адрес мэрии поступил ряд совместных писем Минкульта и Госкомимущества с требованием передать памятники истории и культуры общероссийского значения из московской собственности в федеральную. Москва встала на защиту своих владений, причем в борьбе с федеральным центром объединились обе ветви городской власти. >>
  • //  12.07.2001
В кинотеатре «Горизонт» прошла премьера фильма «Кокаин»
Еще одна наркотическая сага -- о наивных 60-х, циничных 70-х и катастрофических 80-х. Но в «Кокаине» Теда Демме (оригинальное название -- «Blow») нет ни надсадного отчаяния «Реквиема по мечте», ни многофигурности «Трафика», ни душевного внимания к быту наркоторговцев, что так тронуло в недавнем «Рождестве» Абеля Феррары. Что же есть? Тягучая биография малоинтересного героя Джорджа Юнга, стилизованная под традиционную для Голливуда историю о поиске Великой американской мечты... >>
  • //  12.07.2001
В Финляндии готовится к выпуску альбом-посвящение Элвису Пресли, все песни на котором будут исполняться... на мертвом древнешумерском языке, на котором говорили представители высокоразвитой древней цивилизации в Месопотамии в период с 4000 до 1800 года до н.э. >>
  • //  12.07.2001
Группа «М.А.Р.С. атакует» несет в массы музыку серф
Булькающая, пузыристая и жужжащая музыка в стиле серф (surf), родившаяся в конце 50-х годов из океанической пены, набегающей на калифорнийские пляжи, была не особенно-то знакома нашим меломанам. Первое и едва ли не единственное, что приходит на ум, -- заставка к «Международной панораме», в которой реверберировали гитарные раскаты неназванных The Ventures. Чуть позже эту музыку заставил вспомнить и полюбить Квентин Тарантино, приправивший Диком Дейлом и прочими корифеями направления саундтрек к «Криминальному чтиву»... >>
  • //  12.07.2001
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Ювелирное искусство -- XX век. Россия--СССР--Россия». По словам организаторов, собрание музея в этой области -- одно из самых больших и интересных в России. Однако открытие выставки, как и вся жизнь музея последние две недели, омрачилось одним беспрецедентным для современной отечественной истории событием... >>
  • //  12.07.2001
На днях был сдан в эксплуатацию так называемый Вспомогательный корпус Большого театра -- новое семиэтажное здание, составленное из трех старых. Оно было готово еще в конце прошлого года, но из-за смены руководства театр все никак не мог его принять. Между тем это уникальное для нашей страны сооружение, построенное по последнему слову архитектурно-театральной техники. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика