N°119
09 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  09.07.2001
И снова об этике и эстетике
Впервые в Израиле прозвучала музыка Вагнера

версия для печати
В субботу вечером на концерте в Иерусалиме впервые за всю историю Государства Израиль были исполнены фрагменты произведений Рихарда Вагнера. Как известно, исполнение музыки этого композитора запрещено в Израиле. Хоть Вагнер и умер в 1883 году, за полвека до прихода нацистов к власти, официальная позиция Израиля такова, что произведения композитора послужили мощной составляющей для идеологии Третьего рейха, а стало быть, оскорбляют народ, ставший жертвой холокоста.

В субботу после музыкальной программы, исполненной Берлинским государственным симфоническим оркестром в рамках Международного иерусалимского фестиваля, неожиданно для всех известный дирижер Даниэль Баренбойм обратился к публике с просьбой разрешить ему исполнить музыку Вагнера. В своем обращении к слушателям он подчеркнул, что эта инициатива исходит от него лично и ни оркестр, ни организаторы фестиваля к ней не имеют никакого отношения. После этого часть публики с возмущением покинула зал. Примерно через полчаса споров оркестр все же исполнил фрагменты из оперы Вагнера "Тристан и Изольда".

Интересно, что в современной культурной ситуации старый и давно вроде бы решенный спор о соотношении эстетики и этики разгорается с новой силой. Совсем недавно разноречивые отклики вызвало чествование в Санкт-Петербурге Лени Рифеншталь, режиссера-документалиста, воспевшей дух нацизма в фильмах «Триумф воли» и «Олимпия». И вот новый пример, свидетельствующий о том, что либерализм, терпимость и политкорректность имеют свои границы. Чем активнее искусство утверждает свою независимость от жизни и право на освещение любого сюжета, тем острее становится проблема личной этической ответственности художника как человека и члена общества за возможную реакцию публики на его произведения.
Арина ИНОЗЕМЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.07.2001
Балетом «Месье Мольер и Дон Жуан» завершилось московское турне Театра балета Бориса Эйфмана
Премьера спектакля состоялась в прошедшем сезоне в Америке, где от «Мольера» пришли в восторг -- как, впрочем, и от всего, что в последние годы показывает в Штатах Борис Эйфман, в котором тамошние критики видят наследника и продолжателя русско-советской драмбалетной традиции. В Москве же, где спектакль показали сначала в рамках Всемирной театральной олимпиады, а потом на сцене Большого театра, балет приняли скептически -- как очередную профанацию все того же драмбалета, растиражированного средствами массовой культуры. Между тем «Мольер» и похож, и не похож на предыдущие творения хореографа... >>
  • //  09.07.2001
Элтон Джон даст благотворительный концерт-аукцион в Царском Селе
Нынешний визит сэра Элтона Джона в нашу страну -- уже третий. Первый раз он выступил в 1979 году, затем -- в 1995-м. Однако нынешний визит для нас совершенно необычен -- 19 июля помимо концерта в Екатерининском дворце пройдет благотворительный аукцион, на который будет выставлено несколько личных вещей певца (костюм и рубашка от Версаче и белые ботинки). Вырученные таким образом деньги направят на восстановление и создание архитектурных памятников Санкт-Петербурга. >>
  • //  09.07.2001
Впервые в Израиле прозвучала музыка Вагнера
В субботу вечером на концерте в Иерусалиме впервые за всю историю Государства Израиль были исполнены фрагменты произведений Рихарда Вагнера. Как известно, исполнение музыки этого композитора запрещено в Израиле. Хоть Вагнер и умер в 1883 году, за полвека до прихода нацистов к власти, официальная позиция Израиля такова, что произведения композитора послужили мощной составляющей для идеологии Третьего рейха, а стало быть, оскорбляют народ, ставший жертвой холокоста... >>
  • //  09.07.2001
Вчера закончился фестиваль «Московское действо»
Старинная музыка, как известно, разнообразна и таит в себе много сюрпризов. Из эпохи барокко, как из бездонного колодца, черпают вдохновение многочисленные фестивали старинной музыки во всей Европе. Россия, еще недавно имевшая весьма смутные понятия о музыкальном барокко, с большим энтузиазмом подключилась к европейскому процессу... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика