|
|
N°119, 09 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова об этике и эстетике
Впервые в Израиле прозвучала музыка Вагнера
В субботу вечером на концерте в Иерусалиме впервые за всю историю Государства Израиль были исполнены фрагменты произведений Рихарда Вагнера. Как известно, исполнение музыки этого композитора запрещено в Израиле. Хоть Вагнер и умер в 1883 году, за полвека до прихода нацистов к власти, официальная позиция Израиля такова, что произведения композитора послужили мощной составляющей для идеологии Третьего рейха, а стало быть, оскорбляют народ, ставший жертвой холокоста.
В субботу после музыкальной программы, исполненной Берлинским государственным симфоническим оркестром в рамках Международного иерусалимского фестиваля, неожиданно для всех известный дирижер Даниэль Баренбойм обратился к публике с просьбой разрешить ему исполнить музыку Вагнера. В своем обращении к слушателям он подчеркнул, что эта инициатива исходит от него лично и ни оркестр, ни организаторы фестиваля к ней не имеют никакого отношения. После этого часть публики с возмущением покинула зал. Примерно через полчаса споров оркестр все же исполнил фрагменты из оперы Вагнера "Тристан и Изольда".
Интересно, что в современной культурной ситуации старый и давно вроде бы решенный спор о соотношении эстетики и этики разгорается с новой силой. Совсем недавно разноречивые отклики вызвало чествование в Санкт-Петербурге Лени Рифеншталь, режиссера-документалиста, воспевшей дух нацизма в фильмах «Триумф воли» и «Олимпия». И вот новый пример, свидетельствующий о том, что либерализм, терпимость и политкорректность имеют свои границы. Чем активнее искусство утверждает свою независимость от жизни и право на освещение любого сюжета, тем острее становится проблема личной этической ответственности художника как человека и члена общества за возможную реакцию публики на его произведения.
Арина ИНОЗЕМЦЕВА