N°119
09 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  09.07.2001
Подсобный фонд русской музыки
Вчера закончился фестиваль «Московское действо»

версия для печати
Старинная музыка, как известно, разнообразна и таит в себе много сюрпризов. Из эпохи барокко, как из бездонного колодца, черпают вдохновение многочисленные фестивали старинной музыки во всей Европе. Россия, еще недавно имевшая весьма смутные понятия о музыкальном барокко, с большим энтузиазмом подключилась к европейскому процессу. В результате появилось внушительное количество солистов и ансамблей, практикующих аутентичную, т.е. исторически достоверную манеру исполнения. Пусть этот аутентизм часто и не без оснований называют доморощенным и дилетантским, само желание идти в ногу со временем достойно всяческой поддержки.

Организованный несколько лет назад фестиваль «Московское действо», пожалуй, единственный, заботящийся прежде всего о благе отечественных барочников (на питерском Фестивале старинной музыки приоритет у иностранных гостей). Традиционно проходящий в сонное летнее время, в стороне от больших концертных залов -- в московских усадьбах и дворцах, -- форум «Московское действо» не стремится к большим формам -- постановка оперы Генделя или исполнение баховских «Пассионов» исчерпает весь его бюджет. Вместо этого организаторы предлагают слушателям своеобразный подсобный фонд истории музыки, содержимое которого пусть и не имеет первостепенной значимости, но вполне достойно внимания. Одна из золотых жил, гарантирующих стабильный интерес, -- русская музыка XVIII века, от Бортнянского и до Глинки.

В соответствии профилем фестиваля -- а «Московское действо» именуется фестивалям музыкально-театрального искусства -- предпочтение отдается сценической музыке. Это не значит, что речь идет только об опере -- одним из самых любимых развлечений русской знати были домашние спектакли с музыкой. В московской Коллегии старинной музыки, родившейся в недрах Консерватории, решили воскресить этот жанр. На старинной сцене Концертного зала на Пречистенке разыграли препотешный спектакль под названием «Между делом безделье» по драматической безделке Крылова «Подщипа, или Триумф». Иван Андреевич вывел на сцену полных идиотов -- пафосную барыню, двух ее поклонников, шепелявящего и картавящего русского и туповатого брюзгу-немца, а заодно и придурковатого царя. В борьбе за руку красавицы-барыни побеждает, естественно, русский, который, громко пукнув в кульминационной сцене, окончательно завоевывает сердце своей возлюбленной.

Режиссер Александра Фалдос снабдила каждого из персонажей музыкальными номерами, а также ввела двух дополнительных героев -- сопрано и контртенора, исполняющих музыкальные интермеццо, которые дают зрителям отдохнуть от «драматических» коллизий основного сюжета. Надо сказать, что сентиментальные до приторности куплеты Козловского, Дубянского и Бортнянского и их же пасторальные пьесы были подобраны грамотно и придавали крыловской безделке необходимый колорит. Исполнители, не обремененные сложными партиями, сыграли спектакль на одном дыхании -- легко и весело. Незамысловатые опусы Крылова и царедворцев Екатерины Великой, получив вторую жизнь на «Московском действе», заняли свое странное место в истории искусства и хоть не привели к созданию опер Глинки и симфоний Чайковского, но все же оставили после себя одного невероятно живучего потомка, которого в ХХ веке окрестили капустником.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.07.2001
Балетом «Месье Мольер и Дон Жуан» завершилось московское турне Театра балета Бориса Эйфмана
Премьера спектакля состоялась в прошедшем сезоне в Америке, где от «Мольера» пришли в восторг -- как, впрочем, и от всего, что в последние годы показывает в Штатах Борис Эйфман, в котором тамошние критики видят наследника и продолжателя русско-советской драмбалетной традиции. В Москве же, где спектакль показали сначала в рамках Всемирной театральной олимпиады, а потом на сцене Большого театра, балет приняли скептически -- как очередную профанацию все того же драмбалета, растиражированного средствами массовой культуры. Между тем «Мольер» и похож, и не похож на предыдущие творения хореографа... >>
  • //  09.07.2001
Элтон Джон даст благотворительный концерт-аукцион в Царском Селе
Нынешний визит сэра Элтона Джона в нашу страну -- уже третий. Первый раз он выступил в 1979 году, затем -- в 1995-м. Однако нынешний визит для нас совершенно необычен -- 19 июля помимо концерта в Екатерининском дворце пройдет благотворительный аукцион, на который будет выставлено несколько личных вещей певца (костюм и рубашка от Версаче и белые ботинки). Вырученные таким образом деньги направят на восстановление и создание архитектурных памятников Санкт-Петербурга. >>
  • //  09.07.2001
Впервые в Израиле прозвучала музыка Вагнера
В субботу вечером на концерте в Иерусалиме впервые за всю историю Государства Израиль были исполнены фрагменты произведений Рихарда Вагнера. Как известно, исполнение музыки этого композитора запрещено в Израиле. Хоть Вагнер и умер в 1883 году, за полвека до прихода нацистов к власти, официальная позиция Израиля такова, что произведения композитора послужили мощной составляющей для идеологии Третьего рейха, а стало быть, оскорбляют народ, ставший жертвой холокоста... >>
  • //  09.07.2001
Вчера закончился фестиваль «Московское действо»
Старинная музыка, как известно, разнообразна и таит в себе много сюрпризов. Из эпохи барокко, как из бездонного колодца, черпают вдохновение многочисленные фестивали старинной музыки во всей Европе. Россия, еще недавно имевшая весьма смутные понятия о музыкальном барокко, с большим энтузиазмом подключилась к европейскому процессу... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика