Время новостей
     N°119, 09 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2001
Подсобный фонд русской музыки
Вчера закончился фестиваль «Московское действо»
Старинная музыка, как известно, разнообразна и таит в себе много сюрпризов. Из эпохи барокко, как из бездонного колодца, черпают вдохновение многочисленные фестивали старинной музыки во всей Европе. Россия, еще недавно имевшая весьма смутные понятия о музыкальном барокко, с большим энтузиазмом подключилась к европейскому процессу. В результате появилось внушительное количество солистов и ансамблей, практикующих аутентичную, т.е. исторически достоверную манеру исполнения. Пусть этот аутентизм часто и не без оснований называют доморощенным и дилетантским, само желание идти в ногу со временем достойно всяческой поддержки.

Организованный несколько лет назад фестиваль «Московское действо», пожалуй, единственный, заботящийся прежде всего о благе отечественных барочников (на питерском Фестивале старинной музыки приоритет у иностранных гостей). Традиционно проходящий в сонное летнее время, в стороне от больших концертных залов -- в московских усадьбах и дворцах, -- форум «Московское действо» не стремится к большим формам -- постановка оперы Генделя или исполнение баховских «Пассионов» исчерпает весь его бюджет. Вместо этого организаторы предлагают слушателям своеобразный подсобный фонд истории музыки, содержимое которого пусть и не имеет первостепенной значимости, но вполне достойно внимания. Одна из золотых жил, гарантирующих стабильный интерес, -- русская музыка XVIII века, от Бортнянского и до Глинки.

В соответствии профилем фестиваля -- а «Московское действо» именуется фестивалям музыкально-театрального искусства -- предпочтение отдается сценической музыке. Это не значит, что речь идет только об опере -- одним из самых любимых развлечений русской знати были домашние спектакли с музыкой. В московской Коллегии старинной музыки, родившейся в недрах Консерватории, решили воскресить этот жанр. На старинной сцене Концертного зала на Пречистенке разыграли препотешный спектакль под названием «Между делом безделье» по драматической безделке Крылова «Подщипа, или Триумф». Иван Андреевич вывел на сцену полных идиотов -- пафосную барыню, двух ее поклонников, шепелявящего и картавящего русского и туповатого брюзгу-немца, а заодно и придурковатого царя. В борьбе за руку красавицы-барыни побеждает, естественно, русский, который, громко пукнув в кульминационной сцене, окончательно завоевывает сердце своей возлюбленной.

Режиссер Александра Фалдос снабдила каждого из персонажей музыкальными номерами, а также ввела двух дополнительных героев -- сопрано и контртенора, исполняющих музыкальные интермеццо, которые дают зрителям отдохнуть от «драматических» коллизий основного сюжета. Надо сказать, что сентиментальные до приторности куплеты Козловского, Дубянского и Бортнянского и их же пасторальные пьесы были подобраны грамотно и придавали крыловской безделке необходимый колорит. Исполнители, не обремененные сложными партиями, сыграли спектакль на одном дыхании -- легко и весело. Незамысловатые опусы Крылова и царедворцев Екатерины Великой, получив вторую жизнь на «Московском действе», заняли свое странное место в истории искусства и хоть не привели к созданию опер Глинки и симфоний Чайковского, но все же оставили после себя одного невероятно живучего потомка, которого в ХХ веке окрестили капустником.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ