N°115
03 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  03.07.2001
Новые журналы
версия для печати
В «Дружбе народов» (№6) стоит прочесть воспоминания Елены Ржевской о Викторе Некрасове -- «Это было в Москве, в Киеве, в Париже...». Действует прежде всего редкое обаяние героя -- не только яркого писателя, но и человека по-настоящему артистичного, благородного и естественно стремящегося к свободе. Как во всяких поздних мемуарах, здесь много печали. Но к грусти закономерной (умер Некрасов, умерли близкие и друзья Ржевской) примешивается и иная: человек, рожденный для счастья, веселья, побед, прожил довольно горькую жизнь. И горечь эту не выкупают ни прижизненная слава, ни любовь верных друзей, ни волшебный и горячо любимый Некрасовым Париж, где довелось жить недобровольному изгнаннику. Ржевская словно бы и не касается внутренней драмы Некрасова (воспоминания ее тактичны в лучшем смысле слова), но читатель все же чувствует, как одинок и неприкаян был этот «легкий» и красивый человек. В воспоминаниях масса точных деталей, благодаря которым ощущаешь «воздух» минувшего, «стиль существования» либеральной интеллигенции. Физически неприятно читать о том, как впервые попавшая в Париж Ржевская, несмотря на явный «присмотр», решается на свидание с Некрасовым, тайно его вызванивает, встречается. Есть, однако, и эпизоды другого плана -- напоминающие о том, что во все времена были люди, знавшие цену свободе:

«Вика (Некрасов. -- А. Н.) рассказывал, как перед отъездом из Ялты гулял с Поженяном допоздна. Поженян: «Я тебя сейчас на машине отправлю обратно». Но машин нет. Едет мотоцикл с коляской. Милицейский патруль. Поженян останавливает: «Выручи, кореш, отвези в дом творчества товарища». Не может милиционер. Поженян просит. Тот ни в какую. В патруле он.

-- Отвези же. Знаешь кто это? Некрасов.

Милиционер:

-- Тот, которого Хрущев изругал?

-- Он самый.

-- Тогда садись!»

Кстати, девяностолетие Виктора Некрасова отмечает и июньская «Звезда», здесь напечатан мемуарный очерк кинорежиссера Владимира Рябцева «Фронтовики».

Публикацию романа проживающего в Израиле и пишущего по-русски Аркана Карива «Переводчик» редакция, похоже, почитает делом чести. В редакторском послесловии сообщается, что Аркан Карив не кто-нибудь, а сын покойного Юрия Карабчиевского, чей роман «Жизнь Александра Зильбера» был некогда напечатан в «ДН». Карабчиевский умел писать прозу, хотя «Жизнь Александра Зильбера», на мой вкус, не лучшая его вещь. Карив прозу писать не умеет: подобной бесстильной, как бы ироничной и имитирующей «трагический надрыв» исповедальностью вот уж много лет заболачиваются самые различные органы печати. Тошно и паскудно было в коммунистической России, паскудно и тошно в милитаристском Израиле. Некуда податься нежному и удивительному, покуривающему травку и взыскующему духовной чистоты, великовозрастному инфантилу. Разве что удрать с резервистских сборов к вольным бедуинам. Натужный юмор, «свободная» (то есть никакая) композиция, упоение собственной шаблонной неповторимостью. Скучища редкостная. Но зато из «еврейской жизни». И проблему «отцов и детей» можно актуализировать. Только какое дело читателю до того, чей именно сын гордо несет знамя очередного «потерянного поколения»? Понимаю, что и дети писателей имеют право на сочинительство. Честное слово, умолчал бы о родословной Аркана Карива, если бы она не была торжественно подана редакцией «ДН». Впрочем, боюсь, что без родословной журнал не обратил бы внимания на «Переводчика». Хотя кто знает -- жалостливую «молодежную» (не такими уж молодыми авторами писанную) исповедалку тиражируют и в других изданиях.

В «Звезде» (№6) таких сочинений аж два кряду. Оба все же сделаны потоньше, чем роман Карива. Из длиннющего эссе (как бы повести) Александра Вяльцева «Путешествие в одну сторону. Опыт мифологизации прошлого» можно по крайней мере почерпнуть некоторое количество колоритных деталей, характеризующих жизнь молодой питерской богемы 70--80-х годов. За это можно простить лирические воздыхания вроде тех, что возникают в зачине: «Марина, Марина, существовала ли ты?! -- В этом городе, как не раз шепталось, любимом и знакомом до слез, ты была отставной дворяночкой, плачущей над букетом увядших цветов. Тебя хорошо знали на чердаках и ночных кухнях, но никто не сумел бы ответить, где ты сегодня ночуешь. Ты была равнодушна к вещам и кочевала от квартиры к квартире с огромной холщовой сумкой, в которой ты хранила все на свете. Твой отец был чекистом, мать -- инспектором гороно, а ты была нищая монашка, предпочитавшая всем книгам Библию, а всем писателям Достоевского. Ты была загадочным порождением этого призрачного города...» Ну и так далее. Впрочем, местами довольно наблюдательно.

«Избранник» Павла Мейлахса -- случай еще более сложный. Во-первых, Мейлахс умеет писать (несколько лет назад «Новый мир» опубликовал его по-настоящему сильный рассказ). Во-вторых, автор не хуже нас понимает, сколь банален его текст. Вялая история вялой жизни героя явно должна читаться в автобиографическом ключе. То есть нам предложено отождествить автора с героем-рассказчиком, страдающим от одиночества и путающим присущую каждому человеческую неповторимость с какой-то «гениальностью». Из-за этой самой гениальности сыр-бор и полыхает. Рассказчик, с одной стороны, в нее свято верит, с другой же -- никак проявить ее не может. Страх жизни ритмично чередуется со страхом смерти, увлечение рок-музыкой и наркотиками (позднее отрочество) сменяется одиноким алкоголизмом, перебиваемым решением математических задач (герой учится на соответствующем факультете, но быстро осознает, что гениальность его не в математике скажется) и трехкопеечным богоискательством-богоборчеством. Ну и на словесность по ходу дела, конечно, тянет. Как без этого. «Собственно, ему ничего не оставалось, как попробовать писать прозу. Потому что музыканту надо уметь на чем-то играть, знать всякие диезы-бемоли, художнику надо уметь рисовать, мазать краской по холсту, а писателю надо уметь -- писать. Этому учат в общеобразовательной школе. Взялся за перо он не то что зевая, а... Заранее чувствуя, что все это фигня. Последняя соломинка, которую в свою очередь никто не держит. Так, и о чем же будем писать? Что писать? Он задумался. О том, как он слонялся по университету, попирая собой академические стены?» В отличие от своего героя и весьма многих сочинителей, Мейлахс, повторю, пишет не так, как учат в «общеобразовательной школе». Но, кажется, это его (или только героя?) не утешает. «Избранник» заканчивается описанием тоскливого прозябания. Судя по некоторым намекам, в эпилоге говорится о середине 90-х. Под повестью (опубликованной только сейчас) дата -- 1996-й. Есть о чем задуматься.

В «Знамени» (№6) рекомендуем обратить внимание на публикацию фрагментов из следственного дела Варлама Шаламова (в том числе донесения стукачей, следивших за писателем после его освобождения из лагеря), на «Записки пожилого человека» Лазаря Лазарева и «путевые впечатления» Петра Вайля, проехавшегося по «Европейской части» России. Вполне достойно смотрится повесть Юрия Чернякова «Узбекский барак», особенно там, где мемуаристика (военные годы на Урале глазами ребенка) теснит беллетристику (современность и проблемы выросшего героя написаны бледновато). Любителям забавных литературных игр рекомендуем рассказ Елены Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» -- сконструировано довольно ловко, местами смешно, очень холодно.

Что же до «потерянного поколения», то оно представлено мощной подборкой недавно трагически ушедшего из жизни Бориса Рыжего. Завидуешь мне, зависть -- это дурно, а между тем/ есть чему позавидовать, мальчик, на самом деле -- / я пил, я беседовал запросто с героем его поэм/ в выдуманном им городе, в придуманном им отеле./ Ай, стареющий мальчик, мне, эпигону, мне/ выпало такое счастье, отпетому хулигану,/ любящему «Пушторг» и «Лошади в океане» -- /ангел с отбитым крылом под синим дождем в окне./ Ведь я заслужил это, не правда ли, сделал шаг,/ отравил себя музыкой, улицами, алкоголем,/ небом и северным морем. «Вы» говори, дурак,/ тому, кто зачислен к мертвым, а из живых уволен.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.07.2001
Итоги XXIII Московского кинофестиваля
Завершился XXIII ММКФ, розданы призы, разъехались звезды, которых в этом году было непривычно много. Реакция зрителей и критики сдержанно-положительная: проблем по-прежнему много, но у главного российского кинособытия года по крайней мере появилась структура. Куда меньше стало замен фильмов, вовремя поспел каталог, а пресс-релизы хоть и были куцыми, но при желании из них можно было выудить кое-какую полезную информацию. Во всяком случае, есть ощущение, что на следующий год не придется начинать с чистого листа и заново обуздывать российский хаос. Как будет развиваться Московский кинофестиваль в ближайшее десятилетие? Кажется, направления этого развития определились именно в нынешнем году... >>
  • //  03.07.2001
«Дружба народов», «Звезда», «Знамя»... >>
  • //  03.07.2001
Фильм Кристофера Нолана «Помни...» на экранах Москвы
Фильм Кристофера Нолана «Помни...» «начинается с конца и заканчивается с начала»: в первых же кадрах зрителю становится известна развязка детективной истории. Главный герой, человек по имени Леонард (Гай Пирс), убивает в гараже человека по имени Тэдди (Джо Пантолиано). Все остальное время кинопленку как будто откручивают назад, эпизод за эпизодом. Поначалу это можно принять за искусный формалистический трюк, но потом понимаешь, что по-другому такую историю рассказывать попросту невозможно... >>
  • //  03.07.2001
Чайковский на сценах Мюнхена и Гамбурга
У сценических произведений Чайковского в Германии, как и во всем мире, судьба сложилась странно -- если его балеты давно и прочно вошли в актив немецких театров, то к операм, из-за страха перед русским языком, стали подступаться только в последние годы. Причин такого внезапного интереса несколько -- это и репертуарный голод театралов, и глобальная пропаганда русской оперы, учиненная Валерием Гергиевым (который, кстати, уже несколько лет как обосновался на одном из крупнейших оперных фестивалей Германии, в Баден-Бадене). Естественно, взоры режиссеров обратились прежде всего к «Пиковой даме», самой значительной опере Чайковского... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика