N°111
27 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  27.06.2001
Трагический Гамлет-урок
Алла Демидова сыграла принца Датского

версия для печати
Демидовой всегда удавались роли красивых, умных и властных женщин, умеющих одним взглядом продемонстрировать превосходство и одним движением губ выразить презрение. Особую пикантность этим завоевательным особам придавал гротеск, который актриса привносила в свою игру в очень точно выверенной пропорции. Казалось, что амплуа найдено безошибочно, но так только казалось. С годами выяснилось, что в Демидовой погибла (или точнее погибает) великая трагическая актриса. Что пафос для нее куда органичнее, чем гротеск. Я лично впервые осознала это в день тридцатипятилетия "Таганки", когда играли реконструированного самим Любимовым "Доброго человека из Сезуана". Супрематическая геометрия спектакля и его площадная эстетика многим показались безвозвратно устаревшими, но даже самые убежденные скептики привстали со своих кресел, когда на сцене в роли госпожи Сун появилась Алла Демидова. А присутствовавший на вечере Роберт Уилсон был так потрясен, что немедленно после спектакля предложил актрисе совместную постановку, сорвавшуюся по причинам, от Уилсона не зависящим. С появлением Демидовой история о добром человеке и в самом деле приобрела размах древнегреческой трагедии. Ее выбеленное лицо казалось античной маской, а в пластике чувствовалась та величественная статуарность, которую, вероятно, и имел в виду Осип Мандельштам («Так -- негодующая Федра -- стояла некогда Рашель»). В этот момент стало совершенно ясно, что Театр на Таганке был для Демидовой не родным домом, а по случаю арендованной квартирой. Что ее настоящие авторы -- это не Брехт и не Чехов, а Софокл, Еврипид или Расин.

Спектакль "Гамлет-урок", поставленный греческим режиссером Теодором Терзопулосом, с завидной регулярностью привозящим на Чеховский фестиваль экстатические интерпретации пьес античных авторов, своего рода попытка расставить все точки над i в вопросе о месте Демидовой на современной сцене. И пьеса выбрана не случайно. Великие актрисы покушались на роль принца Датского еще с конца позапрошлого века. Попытка, скажем сразу, не удалась. "Гамлет-урок" -- это довольно нелепая нарезка из шекспировского шедевра. В основу ее положена сцена встречи Гамлета с актерами и его тезисы о том, как надо играть трагедию. Эти слова принца актриса произносит от себя лично ("я подумала", "я сказала"), обращаясь к залу и ассистирующим ей двум греческим артистам, но по ходу объяснений она то и дело входит в состояние транса и превращается в Гамлета как такового. Тут, по замыслу режиссера, и должна начинаться та самая игра на разрыв аорты, которая преподносит нам урок театрального мастерства почище всех Гамлетовых наставлений. Противопоставление это выглядит схематично в теории и весьма неубедительно на практике, а исполняемые Демидовой парные сцены Гамлет--Гертруда и Гамлет--Офелия и вовсе заставляют потупить очи долу. Демидова играет не роли, а какие-то общие места. Офелия -- инфантильная дурочка, Гертруда -- грешница на пороге раскаяния. О Гамлете в целом тоже сказать нечего. Судя по всему, он страдает от несовершенства мира, но стоило ли заваривать кашу, чтоб это нам поведать. Удивительно, однако, что даже в этой довольно нелепой и неумело срежессированной композиции трагический темперамент Демидовой время от времени дает о себе знать. Когда дрожащими губами она вдруг начинает разговаривать с призраком, в ней проступает то поистине трагедийное андрогинное начало, которое заставляет забыть про пол, равно как и про возраст, и не слушать даже, а внимать звучащим со сцены словам. В результате спектакль превращается в очередную демонстрацию потрясающего актерского потенциала, так до конца и не реализованного, режиссерами не разгаданного, а самой Демидовой растраченного на малоудачные проекты. Впрочем, и этих минут достаточно, чтобы понять, что мог бы обрести в лице Демидовой русский театр. Трагические актеры и прежде были большой редкостью, а на современной сцене они встречаются не чаще, чем скелеты мамонтов. Но для того чтобы скелет этот оброс плотью и ожил, нужен конгениальный Демидовой режиссер. А где его взять? Ведь на эту роль не подошел бы и куда более талантливый, чем Терзопулос, Роберт Уилсон, ибо дело, повторю, не в гениальности, а именно в конгениальности. Этой Коонен нужен свой Таиров. Без него, думаю, нам так и не удастся сменить сослагательное наклонение (как она могла бы сыграть Федру!) на изъявительное.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.06.2001
Алла Демидова сыграла принца Датского
Демидовой всегда удавались роли красивых, умных и властных женщин, умеющих одним взглядом продемонстрировать превосходство и одним движением губ выразить презрение. Особую пикантность этим завоевательным особам придавал гротеск, который актриса привносила в свою игру в очень точно выверенной пропорции. Казалось, что амплуа найдено безошибочно, но так только казалось. С годами выяснилось, что в Демидовой погибла (или точнее погибает) великая трагическая актриса, для которой пафос куда органичнее, чем гротеск... >>
  • //  27.06.2001
Пока в Москве разгорается скандал с шемякинскими «пороками», главный скандалмейкер страны Зураб Константинович Церетели отправился в Петербург, где тихой сапой начал реконструкцию парка городской скульптуры. >>
  • //  27.06.2001
Валерий Шанцев поправил ошибку искусствоведов
"Монументальные" скандалы прочно заняли свое место среди других культурных особенностей Москвы, стали частью исторической мифологии города. Показывая туристам памятники Пушкину, Гоголю, Дзержинскому, Петру I, экскурсоводы имеют прекрасную возможность говорить не только об их художественных чертах (которые не всегда имеются в наличии), но и о горячих спорах вокруг них, об отношениях общества и власти, решающей, кому, где и зачем воздвигать монументы. К числу таких одиозных памятников скоро добавится еще один -- скульптурная композиция Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". >>
  • //  27.06.2001
По сообщениям пресс-службы 49-й Международной художественной выставки, проходящей в рамках Венецианской биеннале, она побила все рекорды посещаемости -- каждый день сюда приходит более двух тысяч человек. Причина этого бума скорее всего одна -- «новая зрелищность» современного искусства. >>
  • //  27.06.2001
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ
Большая часть внеконкурсных хитов Московского кинофестиваля рано или поздно станет доступна широким слоям киноманской общественности, ибо заблаговременно куплены прокатчиками. Но фестиваль на то и фестиваль, чтобы дать возможность посмотреть весьма примечательные картины, познакомиться с которыми иным образом будет намного сложнее. Именно на них и стоит обратить внимание в первую очередь -- пока не увезли обратно. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика